ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2089/20 от 17.09.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2089/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 17 сентября 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества холдинговой компании «Якутуголь» Черкашиной Ю.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 37 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – акционерного общества холдинговой компании «Якутуголь» (далее – АО ХК «Якутуголь»)

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 37 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – АО ХК «Якутуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО ХК «Якутуголь» Черкашина Ю.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучив доводы защитника АО ХК «Якутуголь» Черкашиной Ю.А., материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из пункта 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» следует, что субъекты ТЭК обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и требований их антитеррористической защищенности.

В соответствии с частью 3 статьи 12 вышеуказанного Закона соблюдение требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и требований их антитеррористической защищенности является обязанностью руководителей субъектов ТЭК.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения АО ХК «Якутуголь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил факт невыполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений со сроком исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ, выявленный Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в результате внеплановой выездной проверки, а именно:

в нарушение подпункта «б» пункта 232 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458дсп (далее – Правил), проходная КПП не оснащена стационарной видеокамерой системы охранного телевидения для контроля и идентификации людей, выходящих с территории объекта (пункт 5 предписания);

в нарушение подпункта «б» пункта 232 Правил проезд через КПП не оснащен стационарной видеокамерой системы охранного телевидения для контроля выезда транспорта с объекта через ворота КПП (пункт 6 предписания);

в нарушение подпункта «е» пункта 231 Правил помещение охраны КПП не оснащено видеокамерой системы охранного телевидения для контроля за действиями сотрудников охраны при несении службы и поступлении сигналов тревоги (пункт 7 предписания);

в нарушение пункта 116 Правил входная дверь КПП выполнена из дерева, не оборудована смотровым глазком, переговорным устройством (пункт 8 предписания);

в нарушение пункта 116 Правил КПП не оснащен видеокамерой системы охранного телевидения, обеспечивающей контроль за подступами к входной двери снаружи (пункт 9 предписания);

в нарушение пунктов 247-258 Правил охранное освещение не соответствует установленным требованиям (пункт 18 предписания).

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки в от ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение АО ХК «Якутуголь» вышеуказанных пунктов предписания Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок повлекло нарушение требований части 1 статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 12, статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и вышеуказанных пунктов Правил.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Бездействие АО ХК «Якутуголь» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы оснований для прекращения производства по делу не имеется, о чем верно указали судебные инстанции в своих решениях с приведение убедительных мотивов, с которыми следует согласиться.

Таким образом, основания для вывода о невиновности АО ХК «Якутуголь» в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствуют.

Доводы жалобы о том, что на момент проведения выездной внеплановой проверки АО ХК «Якутуголь» не являлось субъектом топливно-энергетического комплекса, и соответственно не обязано было выполнять выданное предписание от ДД.ММ.ГГГГ, так как в 2017 года была проведена актуализация паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, в результате чего все объекты АО ХК «Якутуголь» были исключены из реестра объектов топливно-энергетического комплекса, о чем было направлено уведомление в Минэнерго России, несостоятельны в силу следующего.

Судебными инстанциями было учтено, что категорирование объекта топливно-энергетического комплекса и степень потенциальной опасности объекта - низкая категория опасности были установлены комиссией по категорированию Комплекса сооружений базисного склада взрывчатых материалов и пунктов производства промышленных взрывчатых веществ филиала АО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский», согласно акту категорирования от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) Комплекса сооружений базисного склада взрывчатых материалов и пунктов производства промышленных взрывчатых веществ филиала АО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский» объект указан вместе с Комплексом гидротехнических сооружений (ГТС) ОФ «Нерюнгринская»), и в пункте 6.1 указано, что категория опасности объекту не присвоена. Уведомление содержит просьбу об исключении объекта из реестра объектов топливно-энергетического комплекса.

Также АО ХК «Якутуголь» представлен не актуализированный паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса филиала АО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский», согласованный председателем антитеррористической комиссии Республики Саха (Якутия), согласно которому по степени потенциальной опасности объекту присвоена категория опасности низкая. В паспортах отсутствуют отметки о согласовании с представителями министерства энергетики Российской Федерации, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, дата актуализации и срок действия паспорта не указаны.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что в нарушение частей 2, 7 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» паспорт безопасности объекта ТЭК - Комплекса сооружений базисного склада взрывчатых материалов и пунктов производства промышленных взрывчатых веществ филиала АО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский» по результатам категорирования не составлен и не актуализирован.

Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в бездействии АО ХК «Якутуголь» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено АО ХК «Якутуголь» в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 37 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении АО ХК «Якутуголь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Черкашиной Ю.А. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко