№ 16-2090/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Челябинск 04 мая 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника ООО Энергетическая компания «Тепло-Водо-Электро-Сервис» ФИО1 на постановление государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды <данные изъяты> от 09 июня 2021 года, решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Энергетическая компания «Тепло-Водо-Электро-Сервис»,
установил:
постановлением государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 09 июня 2021 года № 297-2021/05-Ч, оставленным без изменения решением судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2021 года (№ 12-30/2021) и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2021 года (№ 7-440/2021), ООО Энергетическая компания «Тепло-Водо-Электро-Сервис» (далее – ООО ЭК «ТВЭС», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества ФИО1 выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 05 апреля 2022 года
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2, ч. 3 и 4 ст. 8.50, ст. 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 указанной статьи Закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 4).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 7).
Форма отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждена приказом Минприроды России от 14 июня 2018 года № 261.
Согласно приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности (п. 1.2 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74).
Из материалов дела следует, что ООО ЭК «ТВЭС», осуществляющее эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II и III категории, в нарушение п. 7 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 25 марта 2021 года представило отчетность за 2020 год об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля по данному объекту не по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 14 июня 2018 года № 261, отчетность не содержит сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (табл. 4.2) и о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, от которых получены и (или) которым переданы отходы (табл. 4.3).
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым судьями дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судебные инстанции пришли к верному выводу о наличии в деянии ООО ЭК «ТВЭС» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО ЭК «ТВЭС», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы о виновности общества в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на своевременность предоставлении отчетности не опровергают наличие в действиях ООО ЭК «ТВЭС» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
При этом необходимо отметить, что непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в соответствии с требованиями ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку состав административного правонарушения является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и последствий, имевших место в результате допущенных нарушений, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. Приведенное заявителем в жалобе иное суждение относительно характера и существенности нарушений, основаниями для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, не являются.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды <данные изъяты> от 09 июня 2021 года, решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Энергетическая компания «Тепло-Водо-Электро-Сервис», оставить без изменения, жалобу его защитника – без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев