№ 16-209/2021 (№ 16-3591/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 24 мая 2021 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Экошельф» ФИО1 на вступившее в законную силу постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 28 августа 2020 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 30 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Экошельф»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 28 августа 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Экошельф» (далее – ООО «Экошельф») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Сахалинского областного суда от 30 октября 2020 года постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 28 августа 2020 года оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «Экошельф» Харитоновича С.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО «Экошельф» ФИО1 просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона об отходах размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В силу части 5 статьи 12 Федерального закона об отходах запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Из материалов дела следует, что в период с 28 августа 2019 года по 24 сентября 2019 года на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 26 августа 2019 № 271-пк, согласованного с Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой (решение от 27 августа 2019 года), проведена внеплановая выездная проверка ООО «Экошельф» на предмет соблюдения обязательных требований законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «Экошельф» является сбор опасных отходов, дополнительными: сбор и обработка сточных вод, сбор неопасных отходов, обработка и утилизация неопасных отходов, обработка и утилизация опасных отходов и иные виды.
ООО «Экошельф» осуществляет лицензируемый вид деятельности на основании бессрочной лицензии № № на осуществление деятельности по сбору отходов I-IV классов опасности, по транспортированию отходов I-IV классов опасности, по обработке отходов II-IV классов опасности и обезвреживанию отходов III-IV классов опасности от 10 сентября 2018 года.
На арендуемом земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, располагается производственная база ООО «Экошельф», которая поставлена на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – УПТОР «<данные изъяты>» (III категория).
На основании заключенного с ООО «Газпромнефть-Сахалин» договора от 28 апреля 2018 года № САХ-18/10957/00036/Р ООО «Экошельф» на данную производственную площадку принимает следующие отходы: воды сточные буровые, код ФККО 291 130 01 32 4 (IV класс опасности); шламы буровые, код ФККО 291 120 01 39 4 (IV класс опасности); растворы буровые, код ФККО 291 110 01 39 4 (IV класс опасности).
При осмотре территории производственной базы должностными лицами административного органа установлено, что на производственной территории УПТОР «<данные изъяты>» находятся нежилые здания: «Холодный склад № 1», «Холодный склад № 2».
Согласно производственной схеме в «Холодный склад № 1» поступают отходы шлама в специализированных контейнерах, в котором через опрокидыватель выгружаются на бетонное основание с последующим разделением на жидкую и твердую фракции. Жидкая фракция шлама направляется на площадку открытого типа, твердая фракция – в «Холодный склад № 2», частично остается в «Холодный склад № 1». Растворы буровые и воды сточные буровые поступают на площадку.
Для определения химического анализа грунта 29 августа и 6 сентября 2019 года отобраны пробы грунта, а также взяты фоновые пробы грунта западнее «Холодный склад № 1», севернее «Холодный склад № 2» и северо-восточнее «Холодный склад № 2» (отсыпанная песком и грунтом площадка).
Согласно результатам лабораторных испытаний в двух пробах грунта (№ 1/987 и № 2/988 – насыпь из песка) западнее «Холодный склад № 1» установлено превышение концентрации нефтепродуктов в пробах грунта по сравнению с фоновой концентрацией в 1,8 и 1,9 раза, соответственно; в пробе грунта севернее «Холодный склад № 2» (№ 1/991 – площадка севернее склада) – в 2,3 раза; в пробе грунта северо-восточнее «Холодный склад № 2» (№ 1/1040 – производственная площадка ООО «Экошельф») – в 2 раза.
Таким образом, химический анализ выявил ухудшение качества грунта, находящегося в границах населенного пункта, что свидетельствует о негативном влиянии на данный объект окружающей среды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Экошельф» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 октября 2019 года № ДН-04-219/2019 (т. 1 л.д. 4-8); приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 26 августа 2019 № 271-пк (т. 1 л.д. 9-12); актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 29 августа 2019 года № 1с фототаблицей (т. 1 л.д. 18-30); протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 29 августа 2019 года с планом-схемой (т. 1 л.д. 31-34); актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 29 августа 2019 года № 2 с фототаблицей (т. 1 л.д. 35-43); протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 6 сентября 2019 года с планом-схемой (т. 1 л.д. 44-47); актами отбора проб от 6 сентября 2019 года № 400 и № 401 (т. 1 л.д. 48-49, 50-51); протоколами испытаний от 6 сентября 2019 года №№ 632п, 633п, 634п, 635п (т. 1 л.д. 52-55); экспертным заключением от 6 сентября 2019 года № 55/2019 (т. 1 л.д. 56); экспертным заключением от 6 сентября 2019 года № 57/2019 (т. 1 л.д. 58); актом проверки от 24 сентября 2019 года № 04/89-ДН (т. 1 л.д. 61-65); выпиской из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 67-71); договором от 28 апреля 2018 года № САХ-18/10957/00036/Р (т. 1 л.д. 74-96); выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 163-169); договором аренды земельного участка от 6 февраля 2018 года № 02904/18 с приложениями (т. 1 л.д. 170-183); свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (т. 1 л.д. 184) и иными материалами дела, которым дана оценка нижестоящими судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что в действиях ООО «Экошельф» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, опровергаются вышеуказанными доказательствами по делу, в силу чего подлежат отклонению.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее действующие требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, что свидетельствует о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Экошельф» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ООО «Экошельф» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «Экошельф» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ООО «Экошельф» к административной ответственности вынесено судьей городского суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ООО «Экошельф» назначено в пределах санкции части 4 статьи 8.2 КоАП РФ по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 28 августа 2020 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 30 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Экошельф» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Экошельф» ФИО1 без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов