№ 16-2108/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 10 июля 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского судебного района Тюменской области от 21 января 2020 года, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 02 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского судебного района Тюменской области от 21 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 02 марта 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат:
земельный участок по адресу: <данные изъяты> площадью 51739 +/- 1990 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, вид угодий - пашня (далее - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>);
земельный участок по адресу: <данные изъяты> площадью 172426 +/- 3633 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, вид угодий - пашня (далее - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>).
По результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства и проверки ранее выданного предписания, проведенной с 14 мая 2019 года по 17 мая 2019 года установлено ненадлежащее использование земельных участков и невыполнение требований ранее выданного предписания, а именно собственником земельных участков ФИО1 не проведены агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью на площади 172426 кв.м. и древесно-кустарниковой растительностью на площади 71891 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, а также не проведены агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью на площади 39129 кв.м. и древесно-кустарниковой растительностью на площади 24568 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.
В связи с выявленным нарушением ФИО1 выдано предписание от 17 мая 2019 года №000350 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 17 ноября 2019 года, в соответствии с которым необходимо на вышеуказанных земельных участках провести агротехнические мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Указанное предписание получено ФИО1 17 мая 2019 года.
В соответствии с распоряжением от 18 ноября 2019 года №179-ОЗН в рамках государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения в отношении ФИО1 с целью проверки исполнения предписания от 17 мая 2019 года №000350 проведена проверка.
В ходе визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлено, что земельный участок с одной стороны ограничен рекой Карга, с другой стороны другими земельными участками, с двух других сторон лесным массивом. Дорога отсутствует, участок не огорожен, вход свободный. Какие-либо запрещающие (предупреждающие) таблички (аншлаги) отсутствуют. Какие-либо признаки систематической обработки почвы, выращивание сельскохозяйственных культур, в том числе посевы многолетних трав, а также чистые пары отсутствуют, присутствуют следы выпаса скота. Земельный участок покрыт снежным покровом 5 см. На участке произрастает сорная растительность, высотой 90-100 см., в засохшем состоянии - желтого цвета. Присутствуют генеративные органы (плоды семена). Видовой состав сорняков: мятлик луговой, пырей ползучий, тысячелистник обыкновенный, тростник обыкновенный, мышиный горошек и другие. На земельном участке очагами произрастает древесно-кустарниковая растительность, береза, сосна, ива, высотой от 50 см и свыше 2 м. Признаки уничтожения древесно-кустарниковой растительности отсутствуют.
В ходе визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлено, что земельный участок ограничен с одной стороны рекой Карга, с другой стороны другими земельными участками, с двух других сторон лесным массивом. Дорога отсутствует, участок не огорожен, вход свободный. Какие-либо запрещающие (предупреждающие) таблички (аншлаги) отсутствуют. Какие-либо признаки систематической обработки почвы, выращивание сельскохозяйственных культур, в том числе посевы многолетних трав, а также чистые пары отсутствуют, присутствуют следы выпаса скота. Земельный участок покрыт снежным покровом 5 см. На участке произрастает сорная растительность, высотой 90-100 см., в засохшем состоянии - желтого цвета. Присутствуют генеративные органы (плоды семена). Видовой состав сорняков: мятлик луговой, пырей ползучий, тысячелистник обыкновенный, тростник обыкновенный, мышиный горошек и другие. На земельном участке очагами произрастает древесно-кустарниковая растительность, береза, сосна, ива, высотой от 50 см и свыше 2 м. Признаки уничтожения древесно-кустарниковой растительности отсутствуют.
В рамках проверки выявлен факт невыполнения предписания от 17 мая 2019 года №000350 к установленному в нем сроку (до 17.11.2019) - не проведены агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью на площади 172426 кв.м. и древесно-кустарниковой растительностью на площади 71891 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, а также не проведены агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью на площади 39129 кв.м. и древесно-кустарниковой растительностью на площади 24568 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении ФИО1 составлен протокол № 022957 от 11 декабря 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства невыполнения ФИО1 в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом по делу об административном правонарушении 11 декабря 2019 года (л.д.23-24), фототаблицей (л.д.25-26), распоряжением о проведении проверки от 15 апреля 2019 года (л.д.2), распоряжением о проведении проверки от 18 ноября 2019 года (л.д.3), предписанием от 17 мая 2019 года №000350 (л.д.10), выписками из ЕГРН (л.д.13-16), актом проверки от 11 декабря 2019 года (д.21), схематическим чертежом (л.д.22), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Оснований полагать о незаконности выданного предписания не имеется. Предписание об устранении выявленных нарушений от 17.05.2019 №000350 выдано уполномоченным должностным лицом по результатам проведенной проверки. Предписание адресовано полномочному лицу -собственнику земельных участков, на которого возложена обязанность по надлежащему содержанию земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Вопреки доводам жалобы вопрос установления факта отнесения земель к определенным видам угодий не подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к кругу обстоятельств, подлежащих выяснению. В данном случае законность требований к собственнику о проведении агротехнических мероприятий по борьбе с сорной растительностью и древесно-кустарниковой растительностью на земельных участках сельскохозяйственного назначения при самом наличии на земельных участках сельскохозяйственного назначения сорной растительности и древесно-кустарниковой растительности, сомнений не вызывает. В установленный срок предписание не исполнено. Факт невыполнения предписания установлен в результате проведения проверки, имевшей под собой законные основания, сведений о признании проверки и ее результатов незаконными не имеется. Факт невыполнения предписания зафиксирован в акте проверки и подтвержден иными материалами дела.
Приведенные в жалобе доводы о разрушении дамбы через речку в 1,5 км от земельных участков, о сложности проезда к ним, по существу, правового значения в рамках настоящего дела не имеют, на неисполнимость предписания к установленном в нем сроку не указывают. Сведений об оспаривании предписания, признании его незаконным, о его отмене, а также об обращении ФИО1 за продлением срока исполнения предписания, как и о попытках частичного исполнения предписания, не имеется.
При отсутствии обстоятельств, указывающих на незаконность и неисполнимость предписания, факт неисполнения предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, об устранении нарушений земельного законодательства, собственником земельных участков к установленному в нем сроку свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом в отсутствие ФИО1, но при надлежащем его уведомлении. Копия протокола направлена в его адрес.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования территориальной подсудности соблюдены.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение, дав оценку доводам жалобы относительно обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда ФИО1 был извещен надлежащим образом, возможности обосновывать свою позицию, а также возможности реализации иных процессуальных прав лишен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского судебного района Тюменской области от 21 января 2020 года, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 02 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова