ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2132/2022 от 18.05.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2132/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 18 мая 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 ФИО6 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку от 19.11.2021 , решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 18.01.2022 , состоявшиеся в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку №16 от 12.08.2021 генеральный директор <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 20.10.2021 жалоба инспектора по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Вологодской области ФИО4 удовлетворена, приведенное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение мировому судье Вологодской области по судебному участку №16

Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку №16 от 19.11.2021 , оставленным без изменения решением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 18.01.2022 , генеральный директор ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 Барабанов В.Л. выражает несогласие с постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку №16 от 19.11.2021 , решением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 18.01.2022 , ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права к рассматриваемым правоотношениям.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

В силу части 1 статьи 6 указанного закона обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Требования об актуализации паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, предусмотрены частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 утверждены Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее - Правила).

Как усматривается из материалов дела, 06.07.2021 генеральный директор <данные изъяты>» ФИО1 не выполнил требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности на расположенном по адресу: <...> категорированном объекте топливно-энергетического комплекса - газовой котельной №1 ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», отнесенного к объектам низкой категории опасности, в частности, в нарушение требований пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», подпункта «е» пункта 3 Правил не проведена актуализация паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса; в нарушение требований пункта 64 Правил с западной стороны при въезде на территорию отсутствует противотаранное заграждение; в нарушение требований пункта 66 Правил открытый трубопровод с северной стороны, проходящий через охраняемую территорию объекта, не оборудован постоянной или съемной решеткой с параметрами, определяемыми нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации об инженерно-технической укрепленности зданий и сооружений; в нарушение требований пунктов 68, 70, 76, 77, 79 Правил частично основное периметральное ограждение, изготовленное в виде просматриваемого ограждения из витой металлической сетки, не соответствует предъявляемым требованиям (прутки диаметром менее 5 мм.); в нарушение требований пункта 70 Правил в основном ограждении имеются лазы; в нарушение требований пункта 71, приложения № 1 подпункта «б» пункта 2 Правил в запретной зоне находится растительность (деревья, кустарники); в нарушение требований пункта 73 Правил, подпункта «а» пункта 1 приложения к Правилам суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения частично по территории объекта составляет менее 2,5 метра; в нарушение требований пунктов 68, 75 Правил, подпункта «а» пункта 1 приложения к Правилам основное ограждение, выполненное в виде железобетонных плит, частично имеет толщину менее 100 миллиметров; в нарушение требований пунктов 81, 82, 85 Правил, подпункта б» пункта 1 приложения к Правилам отсутствует верхнее дополнительное ограждение: над основными въездными воротами, которые являются частью основного ограждения; на крыше контрольно-пропускного пункта, которая является частью основного ограждения; на части основного ограждения, примыкающего к помещению контрольно-пропускного пункта и административному зданию (с восточной стороны); на крыше одноэтажного кирпичного строения, являющегося частью основного ограждения (с южной стороны); в нарушение требований пунктов 81, 83, 84 Правил, подпункта б» пункта 1 приложения № 1 к Правилам по периметру объекта отсутствует нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа, заглубленное в грунт на глубину не менее 0,5 метра; в нарушение требований подпункта «а» пункта 103 Правил, подпункта «г» пункта 2 приложения № 1 к Правилам на оконных проемах здания котельной частично отсутствуют защитные металлические конструкции (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.), также с южной стороны над одноэтажным строением; в нарушение требований пункта 116 Правил входные двери контрольно-пропускного пункта не оборудованы смотровыми глазками (с внутренней территории объекта); в нарушение требований пункта 126 Правил кабина постового не оснащена лотком для приема документов формата А4; в нарушение требований пунктов 128, 129, 131, 135, 136, 139 Правил, подпункта «б» пункта 3 приложения № 1 к Правилам досмотровая площадка для автомобильного транспорта не оборудована в полном объеме предъявляемым требованиям; в нарушение требований пунктов 135, 136 Правил на проезжей части перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот отсутствует надпись «Стоп»; в нарушение требований пункта 137, приложения № 1 подпункта «б» пункта 3 Правил отсутствует дорожный знак «Обгон запрещен», дорожный знак «Ограничение максимальной скорости» установлен в нарушение Правил; в нарушение требований пункта 138 Правил, подпункта «б» пункта 3 приложения №1 к Правилам на подъезде к контрольно-пропускному пункту отсутствует противотаранное устройство специальной конструкции; в нарушение требований пункта 140 Правил с западной стороны объекта установлены распашные ворота, которые не оборудованы фиксаторами; в нарушение требований пункта 171 Правил, пункта 7 подпункта «г» приложения № 1 к Правилам отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел; в нарушение требований пунктов 174, 177, 183 Правил, пункта 4 подпункта «а» приложения № 1 к Правилам периметр основного ограждения не оборудован периметральными средствами обнаружения или охранными извещателями; в нарушение требований пунктов 247, 251, 255 Правил, пункта 13 приложения №1 к Правилам система охранного освещения (основное и дополнительное), совместимая с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной, отсутствует.

Судебные инстанции, верно применив к рассматриваемым правоотношениям положения Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458, пришли к обоснованному выводу о привлечении генерального директора ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Статьей 2.4 названного Кодекса установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный директор <данные изъяты> ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.30 названного Кодекса, при этом срок нахождения в указанной должности не исключает выводов о его виновности, поскольку не представлены доказательства принятия со времени назначения на должность своевременных и надлежащих мер, направленных на устранение нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Бездействие ФИО1 квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего порядок обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации.

Утверждение заявителя о преждевременности привлечения ФИО1 к административной ответственности со ссылкой на пункт 54 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 №1067, не влечет удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных актов.

Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) лица имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

В результате проверки объекта топливно-энергетического комплекса, проведенной должностными лицами Управления Росгвардии по Вологодской области, установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ненаступление указанного в выданном ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» предписании об устранении выявленных нарушений срока (до 06.07.2022) не свидетельствует о преждевременности привлечений к административной ответственности по настоящему делу.

Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена нижестоящим судом в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку №16 от 19.11.2021 , решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 18.01.2022 , состоявшиеся в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 ФИО7 - без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции