№ 16-2149/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 22 июля 2022 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее – ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Республике Коми) Саранча А.Е. на вступившие в силу постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 18 мая 2021 года, решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 27 октября 2021 года, вынесенные в отношении ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Республике Коми по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 27 октября 2021 года, ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Республике Коми привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 51000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, начальник ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Республике Коми Саранча А.Е. выражает несогласие с названными актами, ссылаясь на наличие оснований для их отмены в связи с тем, что организацией были предприняты все возможные меры для соблюдения положений законодательства РФ, имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н (далее - Типовые нормы (приложение № 1 к приказу), Стандарт (приложение № 2 к приказу)).
Согласно пунктам 3 - 5 Стандарта приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению № 1 к приказу.
Указанными Типовыми нормами установлено, что перечисленные в них смывающие и (или) обезвреживающие средства соответствующего вида для конкретного типа работ и производственных факторов выдаются в установленной данным актом норме выдачи на одного работника в месяц.
Так, в соответствии с пунктами 2, 5, 7, 10 Типовые нормы (приложение № 1 к приказу):
- обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, а именно средствами гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - при выполнении работ с такими производственными факторами, как работы с водными растворами, водой (предусмотренные технологией), СОЖ на водной основе, дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), закрытой спецобуви - норма выдачи на 1 работника в месяц - 100 мл;
-обеспечение работников средствами для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - при выполнении работы с бактериально опасными средами; при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; работы, выполняемые в закрытой специальной обуви; при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве - норма выдачи на 1 работника в месяц - 100 мл;
- обеспечение работников мылом или жидкими моющие средства в том числе для мытья рук - при выполнении работ, связанных с легкосмываемыми загрязнениями - норма выдачи на 1 работника в месяц - 200 г мыло туалетное или 250 мл жидкие моющие средства в дозирующих устройствах;
обеспечение работников регенерирующими, восстанавливающими кремами, эмульсиями - при выполнении работы с органическими растворителями, техническими маслами, смазками, сажей, лаками и красками, смолами, нефтью и нефтепродуктами, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, стекольной и другими), мазутом, СОЖ на водной и масляной основе, с водой к водными растворами (предусмотренные технологией), дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими рабочими материалами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки); негативное влияние окружающей среды - норма выдачи на 1 работника в месяц - 100 мл.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением в исправительных учреждениях, соблюдения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми уголовно-исполнительного, трудового и иного законодательства Российской Федерации, выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно статей 212, 221 Трудового кодекса РФ, Типовых норм и Стандарта, выразившиеся в том, что осужденные работники исправительного учреждения не в полном объеме обеспечиваются смывающими и (или) обезвреживающими средствами.
Установлено, что осужденным работникам, в том числе пекарни: ФИО7 (подсобный рабочий) - дата поступления на работу 11 июня 2020 года, мыло хозяйственное выдано по 200г. в июне, ноябре 2020 года, январе 2021 года; ФИО8 (подсобный рабочий) - дата поступления на работу 23 августа 2019 года, мыло хозяйственное выдано по 200г. в январе, феврале, марте, апреле, мае, ноябре 2020 года, январе 2021 года; ФИО9 (пекарь) - дата поступления на работу 10 августа 2020 года, мыло хозяйственное выдано по 200г. в ноябре 2020 года, январе 2021 года.
Данные нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Республике Коми об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Республике Коми постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные в жалобе доводы, были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана исчерпывающая правовая оценка применительно к установленным обстоятельствам, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности совершенного правонарушения не усматриваю.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 18 мая 2021 года, решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 27 октября 2021 года, вынесенные в отношении федерального казенного учреждения Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Саранча А.Е. – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции