ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-214/2021 от 04.02.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-214/2021

г. Пятигорск

Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Афашаговой М.К. на определение ведущего юрисконсульта юридического отдела Отделения Национального Банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10 июня 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Къаншао» Курашева К.К., решение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05 октября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

определением ведущего юрисконсульта юридического отдела Отделения Национального Банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10 июня 2020 года №129734/1040-1, оставленным без изменения решением судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05 октября 2020 года, решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2020 года, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Къаншао» Курашева К.К..

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, участник общества с ограниченной ответственностью «Къаншао» Афашагова М.К. просит об отмене определения ведущего юрисконсульта юридического отдела Отделения Национального Банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10 июня 2020 года , решения судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05 октября 2020 года, решения судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2020 года и о возвращении материалов на новое рассмотрение должностному лицу Отделения Национального Банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

В письменных возражениях Управляющий Отделением Национального Банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Керефов М.А. полагает оспариваемые акты законными и обоснованными, просит суд кассационной инстанции отказать Афашаговой М. К. в удовлетворении жалобы.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор общества с ограниченной ответственностью «Къаншао» Курашев К.К. уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о поступлении жалобы в установленный срок возражения на нее представил.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов, Афашагова М.К. и Курашев К.К. являются учредителями общества с ограниченной ответственностью «Къаншао» (далее - ООО Къяншао) с равными долями в уставном капитале Общества (по 50 % у каждого).

ООО «Къаншао» зарегистрировано по юридическому адресу: Кабардино- Балкарская Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, директором общества является Курашев К.К.

ООО «Къаншао» за подписью директора Курашева К.К., направило Афашаговой М.К. уведомление от 27 марта 2020 года о проведении очередного общего собрания участников общества 30 апреля 2020 года, в котором содержалось разъяснение о ее возможности ознакомиться с документами общества. 07 апреля 2020 года Афашагова М.К. направила в адрес ООО «Къаншао» по его юридическому адресу, а также директору общества Курашеву К.К. по месту его жительства письменное предложение о включении в повестку дня общего собрания участников ООО «Къаншао» семи новых вопросов, в том числе, вопрос избрания нового директора общества, предложив на эту должность свою кандидатуру.

Ссылаясь на пункт 3 статьи 36 Федерального закона от 08 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Федеральный закон от 08 февраля 1998года № 14-ФЗ), предусматривающей перечень информации и материалов, подлежащих предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, Афашагова М.К. предложила представить ей к 10 часам 15 апреля 2020 года для ознакомления следующие документы, необходимые для ее подготовки к общему собранию участников общества: годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества за 2017, 2018, 2019 годы; заключения ревизионных комиссий общества за 2017, 2018, 2019 годы; сделки, совершенные обществом за период 2017, 2018, 2019 годы; документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчётности за период с 2013 по 2018 годы, а именно: документы по утверждению учетной политики; документы по утверждению регистров бухгалтерского учета; книги доходов и расходов; главную книгу; кассовую книгу с отражением ежедневных действий; книгу операциониста; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; накладные; платежные ведомости; оборотно-сальдовую ведомость; расшифровку по бухгалтерским счетам; информацию о движении денежных средств по банковским счетам; авансовые отчеты; бухгалтерские балансы; налоговые декларации по УСН; налоговые декларации по ЕВНД; расчетно-платежные ведомости; табеля учета рабочего времени; приказы о приеме на работу и увольнении работников; трудовые договоры; штатное расписание; ведомости по начислениям зарплаты, а также Устав ООО «Къаншао».

Поскольку ООО «Къаншао» 15 апреля 2020 года в назначенное время не представило ей для ознакомления перечисленные документы, 06 мая 2020 года Афашагова М.К. обратилась в Отделение Национального банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Национального банка по КБР) с заявлением о применении к ООО «Къаншао» и его директору Курашеву К.К. мер административной ответственности, полагая, что действия Общества и его руководителя по непредставлению ей истребованных документов, необходимых для реализации ее права на участие в общем собрании участников, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам рассмотрения обращения Афашаговой М.К. ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения Национального банка по Кабардино - Балкарской Республике Хужоковым А.А. определением от 10 июня 2020 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Къаншао» Курашева К.К. на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05 октября 2020 года и решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2020 года определение должностного лица от 10 июня 2020 года оставлено без изменения, жалоба Афашаговой М.К. – без удовлетворения.

Изучение жалобы и истребованных материалов позволяет сделать вывод о том, что предусмотренных законом оснований к отмене либо изменению определения должностного лица от 10 июня 2020 года , решения судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05 октября 2020 года и решения судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2020 года не имеется.

Так, в соответствии со статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, участникам (акционерам, членам, учредителям) юридического лица в случае, если представление таких документов предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества вправе:

участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества;

получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке.

В силу пунктов 1-3 статьи 50 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»:

1.Общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

2. Общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к следующим документам:

1) договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;

2) протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;

3) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;

4) внутренние документы общества;

5) положения о филиалах и представительствах общества;

6) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

7) протоколы общих собраний участников общества, заседаний ревизионной комиссии общества;

8) списки аффилированных лиц общества;

9) заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

10) судебные решения по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска;

11) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества;

12) договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность;

13) иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

3. В течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному участником, соответствующие расходы на пересылку.

Уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты участником общества указанных в абзаце первом настоящего пункта расходов, в этом случае срок исполнения обязанности по предоставлению документов, указанный в настоящем пункте, начинает исчисляться с момента представления участником общества документов об оплате. При наличии в уставе общества либо во внутреннем документе, утвержденном общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, положений, указанных в настоящем абзаце, общество обязано в течение трех рабочих дней с момента обращения участника с требованием о предоставлении копий документов сообщить ему стоимость их изготовления и в соответствующих случаях размер расходов на пересылку.

Приведенная редакция этой нормы права введена в действие Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым одновременно дополнена глава 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 14.36, которая устанавливала ответственность юридических и должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, что корреспондировало положению подпункта 10 пункта 2 статьи 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Таким образом, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, участникам (акционерам, членам, учредителям) юридического лица в случае, если представление таких документов предусмотрено законом. Следовательно, административная ответственность, установленная этой нормой права устанавливает административную ответственность за непредставление либо несвоевременное представление только документов, перечисленных в этой норме права, а не любых документов юридического лица.

Из материалов дела усматривается, что Афашагова М.К. запрашивала у юридического лица сведения, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Общества, а не документы о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, эти сведения не относятся к документам, перечисленным в подпункте 10 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», поэтому непредставление обществом запрошенных Афашаговой М.К. документов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие события инкриминируемого директору общества административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таких поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в действиях директора общества Курашева К.К. в заявлении Афашаговой М.К., адресованной обществу и его директору на ее ознакомление с документами, относящимися к финансово-хозяйственной деятельности Общества не содержалось, поэтому у должностного лица не было правовых оснований к возбуждению дела об административном правонарушении. Не предоставление заявителю иных запрошенных документов, перечисленных в пункте 2 статьи 50 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому вывод должностного лица Отделения Национального Банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации об отсутствии в действиях директора ООО «Къаншао» Курашева К.К. события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует действующему законодательству.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, эти требования закона должностным лицом административного органа были соблюдены.

Несогласие Афашаговой М.К. с фактическими обстоятельствами дела и с толкованием действующего законодательства, подлежащего применению к сложившимся правоотношениям не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения ее жалобы, поскольку обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

определение ведущего юрисконсульта юридического отдела Отделения Национального Банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10 июня 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Къаншао» Курашева К.К., решение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05 октября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу Афашаговой М.К. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев