ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2155/2023 от 02.06.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 2 июня 2023 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 29 августа 2022 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении консультанта отдела растениеводства Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 29 августа 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении консультанта отдела растениеводства Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 27 октября 2022 года постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 29 августа 2022 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неверное применение норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

На основании части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приложением N 8 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее – Правила N 717), которые в свою очередь устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии).

В соответствии с п.п. «а» п. 5 названных Правил N 717 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на софинансирование мероприятий региональных программ, направленных на обеспечение прироста сельскохозяйственной продукции собственного производства в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса (за исключением приоритетного направления по производству молока), - по ставке на 1 голову, и (или) 1 гектар, и (или) 1 тонну.

Согласно п.п. «б» п. 6 Правил N 717 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности) субсидии предоставляются получателям с учетом использования семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по конкретному региону допуска, при условии, что сортовые и посевные качества таких семян и посадочного материала соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ Р 32592-2013, ГОСТ 30106-94 и ГОСТ Р 53135-2008 при производстве конкретного вида продукции растениеводства или закладки многолетних насаждений в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса (за исключением приоритетного направления по развитию виноградарства).

В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 082-09-2020-132 Волгоградской области предоставлен межбюджетный трансферт из федерального бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, путем предоставления субсидий отдельным сельхозтоваропроизводителям. Ответственным за исполнение соглашения является комитет сельского хозяйства Волгоградской области, осуществляющий полномочия главного распорядителя бюджетных средств (далее – Комитет).

Порядком предоставления субсидии на возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, на которую внесены минеральные удобрения, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 12 ноября 2020 года N 699-п, действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности, (далее – Порядок N 699-п) предусмотрено в качестве условия предоставления субсидии – использование сельскохозяйственным производителем на посев под урожай текущего финансового года на площади, представленной для субсидирования, семян зерновых и (или) зернобобовых сельскохозяйственных культур (за исключением рапса и сои), и (или) семян овощей открытого грунта, сорта и гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по 8 региону допуска, к которому относится Волгоградская область, при этом сортовые и посевные качества семян зерновых и (или) зернобобовых сельскохозяйственных культур, масличных сельскохозяйственных культур соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, сортовые и посевные качества семян овощей открытого грунта соответствуют ГОСТ Р 32592-2013, ГОСТ 30106-94.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ООО «Захаровское» о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, на которую внесены минеральные удобрения.

По результатам рассмотрения названного заявления, а также проверки соответствия условиям предоставления субсидии, заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии означенному юридическому лицу от ДД.ММ.ГГГГ.

Ведущим инспектором Счетной палаты Российской Федерации в ходе рассмотрения материалов контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования субсидий, направленных на поддержку сельхозпроизводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса», проведенного в отношении Комитета сельского хозяйства <адрес>, установлено, что Комитетом в нарушение п.п. «б» п. 6 Правил N 717, п. 2.11 Порядка N 699-п, принято решение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, на которую внесены минеральные удобрения, ООО «Захаровское» в сумме 113,3 тыс. рублей (федеральный бюджет – 97,1 тыс. рублей) в отношении 844 гектаров, засеянных льном масличным сорта «ВНИИМК 620», не допущенного к использованию по Нижневолжскому региону допуска, к которому относится <адрес>, то есть не соответствующих условиям предоставления субсидии на возмещение подобных затрат.

Проверку соответствия юридического лица условиям предоставления субсидии осуществлял консультант отдела растениеводства Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела растениеводства Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2

Прекращая производство по делу, судья районного суда, с которым согласился судья областного суда, пришел к выводу о том, что ФИО2 не является лицом, ответственным за предоставление субсидии. Проверка документов на включение в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей для предоставления субсидии на возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур и визирование справки об использовании на посев при проведении агротехнических работ семян зерновых и (или) зернобобовых сельскохозяйственных культур не носит властно-распорядительный характер и не влечет безусловное принятие ответственным лицом положительного решения о предоставлении субсидии и включения заявителя в реестр получателей субсидии. Основанием для предоставления ООО «Захаровское» субсидии является Соглашение № 35 от 11 декабря 2020 года, из которого усматривается, что в качестве Главного распорядителя бюджетных средств выступала заместитель председателя Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО3

Вместе с тем судьями нижестоящих инстанций не учтено следующее.

ФИО2 занимает должность консультанта отдела растениеводства Комитета сельского хозяйства Волгоградской области и в соответствии с п.п. 16 п. 3.1 должностного регламента обязан осуществлять проверку документов получателей субсидий на соответствие целям в порядке, установленном административными регламентами предоставления комитетом сельского хозяйства государственных услуг, входящих в компетенцию отдела растениеводства, визировать справку-расчет размера субсидии, подготавливать заключение с обоснованием причин несоответствия, в случае не соответствия получателей субсидий условиям (л.д. 115-124).

Следовательно, ФИО2, являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, не подготовил заключение с обоснованием причин несоответствия получателя субсидии установленным условиям, что находится в прямой причинной связи с нарушением Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области требований нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Кроме того, противоречит материалам дела суждение судьи Волгоградского областного суда в решении на не предоставление административным органом в качестве доказательства по делу справки об использовании на посев при проведении агротехнологических работ семян зерновых и (или) зернобобовых сельскохозяйственных культур, масличных сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта, завизированной ФИО2, которая являлась основанием для заключения соглашения о предоставлении субсидии (л.д. 60-65).

Таким образом, содержащиеся в решениях судей нижестоящих судебных инстанций выводы сделаны при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и основаны на неверном применении норм материального права.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 29 августа 2022 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела растениеводства Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2 не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенной на предыдущей стадии производства по делу ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение и правовой оценки действий консультанта отдела растениеводства Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности, равный двум годам, истек.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 29 августа 2022 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела растениеводства Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья