ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2176/20 от 24.07.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2176/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 24 июля 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу главы Ярославского городского поселения – глава администрации Ярославского городского поселения Кондратенко В.В. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского судебного района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Хорольского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского судебного района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Хорольского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Администрация Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, глава Ярославского городского поселения – глава администрации Ярославского городского поселения Кондратенко В.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы Кондратенко В.В., материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период с 09 часов 30 минут до 10 часов 50 минут прокуратурой Хорольского района Приморского края во исполнение задания прокуратуры Приморского края была проведена проверка соблюдения за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов в Администрации Ярославского городского поселения (далее – администрация).

В ходе проверке выявлены следующие нарушения:

лестничный марш при входе в здание администрации оборудован пандусом, однако у данного пандуса отсутствуют поручни, при входе в холл здания администрации так же отсутствуют поручни, что препятствует самостоятельному подъему к входу и попаданию вовнутрь маломобильных групп граждан и является не соблюдением требований части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, пункта 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4.1.15 СП59.13330.2012, пункта 6.2.9 СП 59.13330.2016;

не соблюдены требования к безопасному движению слабовидящего человека при подъеме на крыльцо администрации, а именно края ступеней по всему периметру лестничного марша не выделены цветом или фактурой по отношению к основному цвету ступеней, чем не соблюдены требования пункта 4.1.12 СП59.13330.2012, пункта 5.1.12 СП 59.13330.2016. Входная дверь в администрацию и входная дверь в тамбур имеют пороги превышающие 0,014 м., что препятствует свободному попаданию в здание маломобильных групп граждан, чем не соблюдены требования пункта 5.1.6 СП 59.13330.2012, пункта 6.2.4 СП 59.13330.2016;

при входе в здание администрации и внутри здания отсутствуют носители информации о порядке предоставления услуг, оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, что является не соблюдением требований части 6 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, пунктов 5.5.8, 7.1.8 СП 59.13330.2012, пунктов 6.5.4, 6.5.9, 8.1.6 СП 59.13330.2016;

в вестибюле администрации отсутствуют информационные терминалы/киоски, информационные табло типа «бегущая строка», телефонные устройства с текстовым выходом для посетителей с нарушением слуха, звуковые и радиоинформаторы и/или тактильные и с речевым дублированием информации мнемосхем для посетителей с нарушением зрения, что является не соблюдением требований пункта 5.5.6 СП 59.13330.2012, пункта 6.5.7 СП 5943330.2016;

в администрации не организована зона обслуживания посетителей из числа маломобильных групп граждан, чем не соблюдены требования пункта 7.1.3 СП 59.13330.2012, пункта 8.1.3 СП 59.13330.2016;

в администрации отсутствуют тактильные дорожки/дорожные покрытия для указания направления движения, перед дверными проемами отсутствуют тактильные предупреждающие указатели, что является не соблюдением требований пункта 5.2.3 СП 59.13330.2012, пункта 6.2.3 СП 59.13330.2016, статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ;

на момент проверки не предоставлены документы о согласовании с общественным объединением инвалидов меры по обеспечению удовлетворению минимальных потребностей инвалидов по беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание администрации, что является не соблюдением требований части 8 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ;

в здании администрации на первом этаже имеется санитарно-гигиеническое помещение (туалет), при этом данное помещение не оборудовано под нужды маломобильных групп населения, а именно не имеются поручни, крючки, кнопки вызова, что является несоблюдением требований СНиПа 59.13330.2012, СП 59.13330.2016, и пунктов 5.2.8 - 5.2.8.9 ГОСТ Р 51261-2017;

на лестничном марше между первым и вторым этажом администрации отсутствует визуальная информация тактильные пиктограммы «направление эвакуации», что является несоблюдением требований пункта 6.5.4 СП 59.13330.2016.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации Ярославского городского поселения к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, вывод судебных инстанций о наличии в действиях Администрации Ярославского городского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Вопреки доводам жалобы Администрация Ярославского городского поселения является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что именно органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Возложение согласно плану на МКУ «Управление обслуживания Ярославского городского поселения» выполнение мероприятий по поэтапному повышению значению показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг не освобождает администрацию от соблюдения требований вышеуказанного Закона.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов, а состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация Ярославского городского поселения, являясь юридическим лицом, имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако администрация не обеспечила исполнение требований действующего законодательства на создание необходимых условий для получения муниципальных услуг мало мобильными группами населения.

Утверждение заявителя о том, что дело рассмотрено с нарушением подведомственности является не верным, учитывая, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (часть 1 статьи 23.1 названного Кодекса).

Рассматривая довод заявителя о том, что защитник ФИО4 не был допущен заместителем прокурора Хорольского района Приморского края ФИО5 к участию в деле при вынесении постановления необходимо исходить из следующего.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Хорольского района Приморского края ФИО5 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Администрации Ярославского городского поселения. При вынесении постановления участие принимал Глава администрации Ярославского городского поселения Кондратенко В.В., который каких-либо ходатайств о допуске к участию в деле защитника не заявлял. Заявление о том, что защитник ФИО4 не был допущен к участию в деле, не делал. В материалах дела отсутствует доверенность, которая бы уполномочивала защитника ФИО4 на участие в деле, и то, что он подавал заявления о допуске его к участию в деле. Также отсутствуют какие-либо письменные возражения, заявления Кондратенко В.В. и ФИО4 которые указывали бы на желание ФИО4 участвовать при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, на отложение вынесения данного постановления. Таким образом, права юридического лица на защиту не были нарушены. Оснований считать, защитник ФИО4 был не допущен к участию в деле, не имеется.

Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.

Аналогичные доводы жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Администрации Ярославского городского поселения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено администрации в пределах санкции, предусмотренной статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского судебного района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Хорольского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Главы Ярославского городского поселения Кондратенко В.В. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко