№ 16-2185/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Челябинск 04 мая 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу защитника государственного бюджетного учреждения «Каргапольская центральная районная больница имени Н.А. Рокиной» Малышевой Е.А. на постановление судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 23 декабря 2021 года, вынесенное в отношении государственного бюджетного учреждения «Каргапольская центральная районная больница имени Н.А. Рокиной» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 23 декабря 2021 года государственное бюджетное учреждение «Каргапольская центральная районная больница имени Н.А. Рокиной» (далее - ГБУ «Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе на вступивший в законную силу судебный акт защитник Малышева Е.А. просит его отменить, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 названного Положения лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им фармацевтической деятельности, является соблюдение медицинской организацией требований части 7 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств).
Согласно указанной норме Закона об обращении лекарственных средств юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, хранение, ввоз в Российскую Федерацию, отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивают в порядке и в составе, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом вида осуществляемой ими деятельности, внесение информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.
Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1556 (далее - Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов).
В соответствии с пунктом 44 данного Положения в случае выбора обратного порядка представления сведений при обороте лекарственных препаратов субъект обращения лекарственных средств (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций (амбулаторий, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов), осуществляющий приемку лекарственных препаратов от другого субъекта обращения лекарственных средств в рамках гражданско-правовых отношений, в течение 1 рабочего дня с даты приемки лекарственных препаратов представляет в систему мониторинга сведения о принятых лекарственных препаратах, предусмотренные пунктом 3 приложения № 6 к настоящему Положению.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ГБУ «Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной», получив 18 августа 2021 года по накладной вакцину <данные изъяты>, в количестве 300 доз, в нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, части 7 статьи 67 Закона об обращении лекарственных средств, пункта 44 Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов не предоставило в систему мониторинга сведения о принятых лекарственных препаратах, предусмотренные пунктом 3 приложения № 6 к названному Положению, в течение 1 рабочего дня с даты приемки лекарственных препаратов.
При рассмотрении дела судья районного суда, назначая учреждению административное наказание, пришел к выводу, что установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
С таким выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Данный правовой подход сформулирован в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Поскольку пунктом 44 Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов предусмотрен конкретный срок исполнения обязанности (в течение 1 рабочего дня с даты приемки лекарственных препаратов), данное нарушение не является длящимся.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составляет 3 месяца со дня совершения правонарушения.
Из материалов дела следует, что последним днем срока исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 44 Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов, являлось 19 августа 2021 года. Соответственно, срок давности привлечения ГБУ «Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной» начал исчисляться с 20 августа 2021 года и истек 20 ноября 2021 года.
Следовательно, постановление судьи районного суда от 23 декабря 2021 года вынесено за пределами срока давности привлечения учреждения здравоохранения к административной ответственности.
Иных фактов осуществления учреждением здравоохранения деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), ему не вменено.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда от 23 декабря 2021 года, вынесенное в отношении учреждения здравоохранения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 23 декабря 2021 года, вынесенное в отношении ГБУ «Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья Т.Н. Чиркова