ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-21/20 от 14.01.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-21/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 14 января 2020 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобы ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 августа 2019г. №5-562/2019-4, решение судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 октября 2019г., постановление мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 августа 2019г. №5-563/2019-4, решение судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 октября 2019г. вынесенные в отношении ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.6, ч.2 ст.20.7 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Улан-Уде Республики Бурятия от 29 августа 2019г. №5-562/2019-4, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 октября 2019г. врио директора Федерального государственного бюджетного учреждения «БМВХ (далее - ФГБУ «БМВХ») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 августа 2019г. №5-563/2019-4, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 октября 2019г. врио директора ФГБУ «БМВХ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит постановления и решения изменить, назначив наказание по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу ч.2 ст.20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дел следует, что 19 июня 2019г. с 09 час. 00 мин. до 17 час.00 мин. и 25 июня 2019г с 15 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., на основании распоряжений врио заместителя начальника ГУ МЧС России по Республике Бурятия - начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы N 7, 11 от 17 мая 2019 г. должностным лицом данного контролирующего органа проведены плановые выездные проверки ФГБУ «БМВХ», в ходе которых выявлен факт невыполнения учреждением требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:

- Не разработаны паспорта безопасности в организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения.

-Не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций председатель координационного органа РСЧС - КЧС организации.

- Не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций члены

координационного органа РСЧС - КЧС организации.

- Организацией не создан постоянно действующий орган управления РСЧС структурное подразделение, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – уполномоченное структурное подразделение).

- Не имеется утвержденного положения (устава) о постоянно действующем органе управления РСЧС - уполномоченном структурном подразделении, определяющие компетенцию уполномоченного структурного подразделения.

- Не имеется утвержденного положения (устава) о постоянно действующем органе управления РСЧС - уполномоченном структурном подразделении, определяющие полномочия уполномоченного структурного подразделения.

- В организации не создан орган повседневного управления РСЧС - дежурно-диспетчерская служба (далее - ДДС) организации.

- У организации не имеется утвержденного положения (устава) об органе повседневного управления РСЧС - ДДС организации, определяющие компетенцию ДДС

- У организации не имеется утвержденного положения (устава) об органе повседневного управления РСЧС - ДДС организации, определяющие полномочия ДДС.

- Не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководитель ДДС организации.

- Не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций специалисты ДДС организации.

- Организацией не созданы специально подготовленные силы, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- Организацией не созданы специально подготовленные средства, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- В организации не созданы резервы материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- В организации не утвержден организационно-распорядительный документ, которым определена номенклатура материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- В организации не утвержден организационно-распорядительный документ, которым определен объем материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- В организации не утвержден организационно-распорядительный документ, которым определены контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- Работники организации не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- Руководитель организации не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.

- Не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций работники, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- Не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций работники, включенные в состав органов управления РСЧС.

- В организации не проводятся командно-штабные учения с периодичностью 1 раз в год и продолжительностью до 1 суток.

- В организации не проводятся штабные тренировки с периодичностью 1 раз в год и продолжительностью до 1 суток.

- В организации не проводятся комплексные учения продолжительностью до 8 часов с периодичностью1 раз в 3 года.

- Организацией не выделяются финансовые средства на проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций работников организации.

- Организацией не утвержден комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях.

- Организацией не финансируются мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях.

- Не имеется программ курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации для работников.

- Не создана учебная материально-техническая база для подготовки работников Организации в области гражданской обороны.

- Не поддерживается в рабочем состоянии учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области гражданской обороны.

- Не имеются документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками в течение первого месяца их работы в соответствии с разработанной программой.

- Не прошел подготовку руководитель организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне.

- Не прошли подготовку назначенные руководителями занятий по гражданской обороне должностные лица организации.

- Не проведены комплексные учения, обеспечивающие подготовку органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций продолжительностью до 8 часов с периодичностью 1 раз в 3 года.

- Не имеются документы, подтверждающие проведение в организации командно-штабных учений 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

- В организации не проводятся совместные штабные тренировки.

- В организации не проводятся раздельные штабные тренировки.

- Организацией не создана система оповещения своих работников.

- Не создано (не назначены) структурное подразделение (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

- Не прошли подготовку согласно занимаемой должности работники организации, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В связи с выявленными нарушениями начальником группы государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактики ГУ МЧС России по Республике Бурятия в отношении врио директора ФГБУ «БМВХ» ФИО1 были составлены протоколы N 5, 6 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.6, ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, распоряжениями о проведении проверки, актами проверки, которые получили наряду с другими доказательствами оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Изложенное свидетельствует о совершении врио директора ФГБУ «Управление «Бурятмелиоводхоз» ФИО1 административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.6, ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений. В силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административных правонарушений, должностное лицо, их совершившее, виновность указанного лица в совершении административных правонарушений, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".

При вынесении указанных постановлений мировым судей положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ учтены не были.

Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения требований нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки ФГБУ «БМВХ» по адресу <адрес>, были допущены должностным лицом в результате бездействия.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении заявителя, было подведомственно одному мировому судье.

Следовательно, за совершение в результате бездействия правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 20.6, ч.2 ст.20.7 КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, ФИО1 подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ч.2, 3 ст.4.4 КоАП РФ, в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией ч.1 ст.20.6 КоАП РФ или ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, которые являются идентичными.

Указанные обстоятельства и положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ также не были учтены судьей районного суда при рассмотрении жалоб заявителя на постановления, доводы жалоб в указанной части фактически не проверены.

В связи с чем состоявшиеся по делам об административных правонарушениях судебные акты подлежат изменению путем назначения ФИО1 наказания с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, в ходе производства по делам об административных правонарушениях допущено не было.

Руководствуясь ст.ст.30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 августа 2019г. №5-562/2019-4, решение судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 октября 2019г., постановление мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 августа 2019г. №5-563/2019-4, решение судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 октября 2019г. изменить и назначить ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.6, ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В остальной части состоявшиеся судебные акты оставить без изменения.

Судья: БМВХ Д.А. Безденежных