№ 16-2200/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 2 августа 2022 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Попова на вступившие в законную силу постановление руководителя Кобяйской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2021 года, решение судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - врио главы администрации муниципального образования «Поселок Сангар» ФИО1
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя Кобяйской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2022 года должностное лицо – врио главы администрации муниципального образования «Поселок Сангар» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы ФИО1, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
Из пункта 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (части 1 и 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом под «обращением с отходами» понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а под «накоплением отходов» понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Из части 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной проверки, организованной прокуратурой Кобяйского района с привлечением инспектора Кобяйской инспекции государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) на предмет соблюдения законодательства об отходах производства и потребления составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксированы нарушения природоохранного законодательства в муниципальном образовании «Поселок Сангар», а именно:
на участке местности с координатами , около старого здания , на земле лежит куча мусора;
на участке местности с координатами , с западной стороны от старого здания , находится старый развалившийся деревянный туалет, наполненный бытовым мусором;
на участке местности с координатами , через дорогу от , лежит куча мусора;
за автодорогой «», на территории бывшего здания завода КПД, с северной и восточной стороны участка местности с координатами накопление груды мусора, металлолома, лежат кузова автомобилей.
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения врио главы администрации муниципального образования «Поселок Сангар» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ФИО1 имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе в части сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, относится к вопросам местного значения городского округа, полномочиями, по решению которых наделена администрация муниципального района «Поселок Сангар».
Временным исполняющим обязанностей главы администрации муниципального образования «Поселок Сангар» согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В отсутствие данных об иных собственниках участков, на которых допущено складирование мусора, ответственность за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возлагается на орган местного самоуправления, в данном деле на администрацию муниципального образования «Поселок Сангар», которая являясь исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, не освобождена от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Аналогичные доводы, включая о том, что органы местного самоуправления городских поселений не осуществляют сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию или обезвреживание отходов производства и потребления, ООО «Экологические системы Якутии», являясь региональным оператором, не уведомило администрацию МО «Поселок Сангар» об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории поселка, в материалах дела нет доказательств того, что земельные участки выявленных мест свалок находятся в собственности МО «Поселок Сангар», отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения заместителем главы администрации своих должностных обязанностей, были предметом проверки судебных инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено ФИО1 с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.2 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
постановление руководителя Кобяйской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2021 года, решение судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2022 года, вынесенные в отношении врио главы администрации муниципального образования «Поселок Сангар» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко