ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2204/2021 от 07.10.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-2204/2021

г. Пятигорск

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу начальника инспекции Правового департамента Счетной палаты Российской Федерации Склярова И.А. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 02 июля 2020 года, вынесенное в отношении министра финансов Республики Ингушетия ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 марта 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра финансов Республики Ингушетия Оздоева Б.И. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 02 июля 2020 года постановление судьи районного суда отменено, производство по названному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 года решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 02 июля 2020 года оставлено без изменения.

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2021 года постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2020 года (с учетом определения об описке от 12 января 2021 года) отменено, данное дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Определением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года жалоба начальника инспекции Правового департамента Счетной палаты Российской Федерации Склярова И.А. принята к производству суда.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, Скляров И.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 02 июля 2020 года и возвращении дела в Верховный Суд Республики Ингушетия на новое рассмотрение.

Оздоев Б.И., извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом указанной жалобы на решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 02 июля 2020 года, в установленный срок возражения на нее не представил.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, заместителем начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации Горюновой Е.А. в отношении министра финансов Республики Ингушетия Оздоева Б.И. 25 декабря 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному протоколу в 2018 году в рамках государственной программы бюджету Республики Ингушетия за счет средств федерального бюджета была предоставлена субсидия на реализацию мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Субсидия предоставлялась на условиях софинансирования соответствующих расходных обязательств.

Для предоставления субсидии между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительством Республики Ингушетия заключено соглашение от 14 февраля 2018 года № 370-08-2018-019, по условиям которого Республика Ингушетия обязалась реализовать проекты, в отношении которых получена поддержка из федерального бюджета, и достигнуть установленные показатели результативности использования субсидии. Ответственным органом, на который были возложены функции по исполнению соглашения от 14 февраля 2018 года и предоставлению отчетности в соответствии с пунктом 6.1.1 соглашения, являлось Министерство финансов Республики Ингушетия.

В целях реализации полномочий по контролю за использованием субсидии Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка в Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа, по результатам которой установлено, что Республикой Ингушетия не в полной мере достигнуты показатели результативности использования субсидии; в нарушение пункта 4.3.4 названного соглашения в ГИИС «Электронный бюджет» отчет о достижении значений показателей результативности за 2018 год предоставлен с нарушением установленного срока (20 февраля 2019 года вместо 16 февраля 2019 года); не обеспечено исполнение в полном объеме графика выполнения мероприятий по инвестиционному проекту «реконструкция комбината строительных материалов НЕОН» (из 9 мероприятий выполнено 5); в нарушение пункта 4.3.2 соглашения от 14 февраля 2018 года не выполнено требование Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа по возврату в срок до 01 июня 2019 года в доход федерального бюджета 50 000 рублей.

Данные нарушения отражены в акте проверки от 22 апреля 2019 года № км-156/13-02.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 25 декабря 2019 года должностным лицом Счетной палаты Российской Федерации в отношении министра финансов Республики Ингушетия Оздоева Б.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело передано на рассмотрение мировому судье судебного участка № 15 Республики Ингушетия, который определением от 29 января 2020 года дело об административном правонарушении направил на рассмотрение по подведомственности в Магасский районный суд Республики Ингушетия. Указав в определении о том, что рассмотрение настоящего дела не относится к компетенции мирового судьи и в соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит разрешению судьей районного суда, поскольку санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации.

Постановлением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 марта 2020 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Оздоева Б.И. прекращено на основании пункта 6 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

С указанным выводом судьи районного суда не согласился судья Верховного Суда Республики Ингушетия, отменив решением от 02 июля 2020 года вынесенное судьей районного суда постановление и прекратив производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Принимая также решение, судья Верховного Суда Республики Ингушетия исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 15.15.3 данного Кодекса, отнесено к компетенции судей.

По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт «г» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Таким образом, указанные в данной норме дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию, подлежат рассмотрению судьями районных судов только в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, Оздоев Б.И состоял в должности министра финансов Республики Ингушетия, которая к перечисленным в части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностям не относится.

Следовательно, рассмотрение настоящего дела относится к компетенции мирового судьи.

К таким выводам пришел судья Верховного Суда Республики Ингушетия и решением от 02 июля 2020 года обоснованно признал незаконным и отменил постановление Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 марта 2020 года.

В настоящей жалобе заявитель выражает несогласие с прекращением производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, заявляя о двухгодичном сроке давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Вместе с тем должностное лицо, вынесшее постановление, при обжаловании решения судьи Верховного Суда Республики Ингушетия не учитывает следующее.

Из обжалуемого судебного акта усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Оздоева Б.И. настоящего дела об административном правонарушении, имели место в период с 17 февраля по 02 июня 2019 года.

Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Оздоева Б.И. к административной ответственности) за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Следовательно, в силу содержащейся в части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специальной нормы срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 указанного Кодекса, составляет один год.

Данный срок давности определен для соответствующей категории дел независимо от того, применен такой вид наказания как дисквалификация, или нет.

Изложенные в настоящей жалобе должностного лица суждения о подлежащем применению в рассматриваемом случае сроке давности привлечения министра финансов Республики Ингушетия Оздоева Б.И. к административной ответственности, равном двум годам, основаны на ошибочном толковании приведенных правовых норм.

Таким образом, производство по настоящему делу об административном правонарушении обоснованно прекращено в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения названного лица к административной ответственности в порядке части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.

При изложенных обстоятельствах оснований ставить под сомнение выводы, содержащиеся в решении судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 02 июля 2020 года, не имеется.

Обжалуемый судебный акт сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, основания для его отмены или изменения отсутствуют.

Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 02 июля 2020 года, вынесенное в отношении ФИО9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника инспекции Правового департамента Счетной палаты Российской Федерации Склярова И.А. без удовлетворения.

Судья

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова

Справка:

судья районного суда Котиев Р.А.

судья Верховного Суда Республики Ингушетия Албаков Д.Х.