ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2219/2023 от 29.06.2023 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело №16-2219/2023

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 29 июня 2023 года

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу С. на вступившие в законную силу постановление судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 10 января 2023 года, решение судьи Ярославского областного суда от 14 февраля 2023 года, вынесенные в отношении директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области С., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 10 января 2023 года директор Департамента лесного хозяйства Ярославской области С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Ярославского областного суда от 14 февраля 2023 года постановление судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 10 января 2023 года изменено, из постановления исключены выводы о нарушении директором Департамента лесного хозяйства Ярославской области С. условий предоставления субсидии на иные цели 21 января 2020 года, в остальной части постановление оставлено без изменения.

С. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу.

Согласно части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучение материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

С 01 января 2021 года вступил в силу Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям Ярославской области, в отношении которых Департамент лесного хозяйства Ярославской области осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 30 декабря 2020 года №1087-п, и в соответствии с п.п.1.2, 1.3 которого, субсидии на иные цели предоставляются с целью возмещения затрат, не включаемых в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания, при этом потребность в средствах должна быть документально обоснована.

В целях обеспечения исполнения отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Ярославской области, и в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Сохранение лесов» в 2020-2021 годах в Ярославский областной бюджет из федерального бюджета были предоставлены субвенции на увеличение площади лесовосстановления, на оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, которые на основании соответствующих законов о Ярославском областном бюджете были предоставлены Департаменту лесного хозяйства в виде бюджетных ассигнований на реализацию 3-х мероприятий региональной целевой программы «Сохранение лесов».

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктами 1.1 и 5 Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере лесных отношений по проведению единой государственной политики и исполнительно-распорядительной деятельности в области лесного хозяйства, лесопользования на территории Ярославской области, по управлению в области использования, защиты, воспроизводства лесов на территории Ярославской области; директор Департамента руководит Департаментом, организует и контролирует его деятельность, действуя на принципах единоначалия, обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины, подписывает от лица Департамента государственные контракты, договоры, соглашения, другие документы гражданско-правового характера, а также иные документы в пределах установленных полномочий, директор несет персональную ответственность за достижение значений показателей деятельности Департамента, в том числе показателей реализации государственных программ Ярославской области, по которым Департамент является ответственным исполнителем.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения в период времени со 02 июня 2022 года по 01 августа 2022 года должностными лицами Контрольно-счетной палатой Ярославской области контрольного мероприятия по выполнению Департаментом лесного хозяйства Ярославской области, главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, законного и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию региональной целевой программы «Сохранение лесов Ярославской области», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 февраля 2020 года №113-п, было выявлено, что директором Департамента лесного хозяйства Ярославской области, находящегося по адресу: <адрес>, С. допущено нарушение условий предоставления субсидий на иные цели, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 Порядка определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 30 декабря 2020 года №1087-п, которое выразилось в заключении им соглашения от 21 января 2021 года с учетом 4-х дополнительных соглашений к нему о предоставлении субсидий на период 2021 год на иные цели, а именно: на оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению подведомственному Департаменту СГБУ «Лесная охрана», в отношении которого приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 28 января 2021 года №89 утверждены государственные задания на 2021 год только на выполнение работ по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Ярославской области, чем нарушены требования пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решением судьи Ярославского областного суда от 14 февраля 2023 года из постановления судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 10 января 2023 года исключено вмененное С. в вину нарушение условий предоставления СГБУ «Лесная охрана» субсидий на иные цели на период 2020 год в соответствии с соглашением №1 от 21 января 2020 года с учетом 4-х дополнительных соглашений к нему, в связи с истечением двухгодичного срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности, так как на дату вынесения 10 января 2023 года судьей районного суда постановления срока давности истек. Однако данное обстоятельство не исключает наличие в действиях С. состава правонарушения по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с заключением им 21 января 2021 года соглашения на получении субсидий на иные цели на период 2021 год.

Обстоятельства совершения директором Департамента лесного хозяйства Ярославской области С. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24 ноября 2022 года ; выпиской из акта от 01 августа 2022 года проверки выполнения законного и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию региональной целевой программы «Сохранение лесов Ярославской области», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17 февраля 2020 года №113-п; соглашением от 21 января 2021 года о предоставлении из областного бюджета СГБУ «Лесная охрана» субсидий на иные цели на период 2021 года с 4 дополнительными соглашениями к нему; Уставом СГБУ «Лесная охрана», утвержденным приказом директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 20 марта 2017 года №324, согласно пунктам 4.4.1 – 2.4.8 которого, к основным видам деятельности данного учреждения отнесены только работы по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров; приказом директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 28 января 2021 года №89 «Об утверждении государственного задания СГБУ «Лесная охрана» на период 2021 год; справкой о праве первой и второй подписи денежных документов и расчетных документов в Департаменте лесного хозяйства Ярославской области; выпиской из Реестров платежных поручений за 2021 год, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Таким образом, действия директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области С., допустившего нарушение условий предоставления субсидий на иные цели, правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении С. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностное лицо имело возможность для соблюдения требований финансового законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, о недоказанности нарушений условий предоставления юридическому лицу субсидий на иные цели на период 2021 год, о наличии оснований для применения положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, получили должную правовую оценку, обосновано отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Довод жалобы об отсутствии нормы, устанавливающей, что субсидия на иные цели могла быть предоставлена лишь в случае утверждения государственного задания на выполнение работ, связанных с воспроизводством лесов, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм закона.

Статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит в себе непосредственно условий предоставления субсидий на иные цели и является отсылочной нормой, которая в рамках настоящего дела применяется в совокупности с условиями Порядка определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 30 декабря 2020 года №1087-п.

Исходя из системного анализа положений статьи 19, статей 61 - 63 Лесного кодекса Российской Федерации, части 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 12 и 1.3 Порядка определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 30 декабря 2020 года №1087-п, имеющиеся в распоряжении Департамента лесного хозяйства Ярославской области бюджетные ассигнования на оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению могли быть использованы непосредственно самим Департаментом на осуществление закупки работ в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо могли быть предоставлены подведомственному ему СГБУ «Лесная охрана», но в случае возложения на данное учреждение соответствующих обязанностей, тогда как государственное задание, выданное названному учреждению на период 2021 год, не включало в себя проведение комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, а включало только выполнение работ по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Ярославской области, что в соответствии с пунктами 2.4.1 – 2.4.8 Устава, утвержденного 20 марта 2017 года, также относится к основному виду деятельности данного юридического лица.

Таким образом, субсидии на иные цели по своему экономическому смыслу являются инструментами дополнительной поддержки бюджетных учреждений, которая оказывается исключительно в целях обеспечения возможности выполнения государственных заданий в предусмотренных объемах и с должным качеством.

Несогласие подателя жалобы, с оценкой доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов.

Административное наказание назначено должностному лицу С. в пределах, установленных санкцией статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что постановление судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 10 января 2023 года и решение судьи Ярославского областного суда от 14 февраля 2023 года являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 10 января 2023 года, решение судьи Ярославского областного суда от 14 февраля 2023 года, вынесенные в отношении директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области С., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу С. - без удовлетворения.

Судья Второго кассационного суда

общей юрисдикции В.А. Зенин