ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-2224/2021
г. Пятигорск 15 октября 2021 г.
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 24 сентября 2021 г.) жалобу защитника ФИО1 Халабурды Юрия Ивановича на вступившие в законную силу постановление судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 18 мая 2021 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 июня 2021 г., вынесенные в отношении должностного лица - менеджера по экологии публичного акционерного общества «Энел Россия» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 18 мая 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 30 июня 2021 г., менеджер по экологии публичного акционерного общества «Энел Россия» ФИО1 (далее также – должностное лицо, менеджер по экологии ПАО «Энел Россия») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Халабурда Ю.И. просит отменить вынесенные в отношении должностного лица ФИО1 судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и, указывая при этом на отсутствие события административного правонарушения.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года № 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г.) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. с учетом положений Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.
В силу статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица - менеджера по экологии ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили установленные при проведенной в отношении юридического лица - ПАО «Энел Россия» в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 декабря2020 г. № 88-р плановой выездной проверке нарушения, выразившиеся в следующем.
На территории Ставропольского края ПАО «Энел Россия» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, 1 категории – Невинномысскую ГРЭС, основным видом деятельности которой является производство энергии тепловыми электростанциями. Невинномысская ГРЭС состоит из теплоэлектроцентрали, конденсационных энергоблоков открытой компоновки и парогазовой установки. На электростанции установлено 13 турбин и 14 котлов. Основное топливо - природный газ, резервное - мазут. Топливно-транспортный цех ПАО «Энел Россия» (Невинномысская ГРЭС) оборудован двумя видами резервуаров для хранения резервного топлива (мазута): наземные вертикальные металлические и полуподземные железобетонные. Мазутохранилище (мазутный склад) служит для хранения мазута, а также подготовки его к сжиганию (подогрев, перемешивание) и состоит из расходных резервуаров (MX № 1, МБ № 8) и резервуаров мазутного склада (MX №№ 2, 3, 4, 5 и МБ №№ 6, 7). Мазутное хозяйство предназначено для приема, хранения и подготовки мазута к сжиганию в энергетических котлах, бесперебойного снабжения подогретым и профильтрованным топочным мазутом в количестве, требуемом нагрузкой котельной, и с необходимым давлением и вязкостью. В процессе проведения цикла от слива мазута из цистерн до его хранения в резервуарах, происходит его обильное обводнение. С целью улучшения качества мазута предприятием осуществляется удаление подтоварной воды из приемных резервуаров и резервуаров хранения мазута, с последующей очисткой подтоварной воды на локальных очистных сооружениях узла очистки замазученных вод на секционных флотаторах (марки ЦНИИ-5МПС). Очищенная во флотаторе вода самотеком поступает в бачки флотированной воды, далее на доочистку на механические фильтры и на повторное использование в цикл водоподготовки цеха общестанционного оборудования. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, подтоварная вода является отходом и относится к отходам - III, IV классов опасности («Подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО 3 13 248 11 10 4)»; «Подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 3 13 248 21 33 3)». Согласно представленным в ходе проверки журналам учета дренирования подтоварной воды из резервуаров MX № 1-5, МБ № 6-8, ПБ №1-4 и справке о количестве образованной подтоварной воды за 2018-2020 годы, ПАО «Энел Россия» слито подтоварной воды 5 832 тонн (в 2018 г. - 1731 т., в 2019 г. - 1 890 т., в 2020 г. - 2 211 т.). В период выполнения работ на трубопроводах и резервуарах из приемных мазутных баков производится откачка подтоварной воды по следующей технологической схеме: замазученная вода после пропарки оборудования поступает на сливные лотки эстакады мазутослива, затем в приемные мазутные баки (ПМБ) № 3,4, далее, перекачивающими погружными насосами замазученных стоков № 1,2, замазученные стоки откачиваются на учел очистки замазученных вод, где происходит отделение воды от нефтепродуктов. Таким образом, вид отхода «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов» возвращается в производственный цикл после соответствующей подготовки, что свидетельствует о том, что при нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования образуется вид отхода «Отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком», относящийся к 4 класса опасности. При этом работы по утилизации отхода 3, 4 класса опасности «подтоварная вода», с учетом выполняемого процесса по обращению с таким отходом, акционерным обществом осуществляются без лицензии.
Факт образования отхода подтвержден актом отбора проб от 8 ноября 2017 г. № О 483/17, протоколом результатов исследований (испытаний) измерений № О 483/17-1 от 10 ноября 2017 г., № БТ 364/17 от 15 ноября 2017 г. (место отбора – шламонакопитель). Согласно акту отбора проб от 8 ноября 2017 г. № О 483/17 общая масса отобранной пробы воды «Отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком», составила 4,13 кг. ПАО «Энел Россия» на указанный отход составлен паспорт отхода 1-4 класса опасности, утвержденный директором филиала ФИО6 22 января 2018 г., и направлен в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора 29 марта 2018 г.
Приказами по филиалу «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» от 9 декабря 2019 г., от 11 декабря 2020 г. № 129 ответственность за организацию и проведение экологического контроля, разработку и наличие разрешительной документации природоохранной деятельности возложена на менеджера по экологии ФИО1
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 26Э-21-88-Р/П/1-049/1 от 16 марта 2021 г.(л.д. 9-15); актом проверки ПАО «Энел Россия» № 09-04-88Пл-А/033-1220 от 10 февраля 2021 г. (л.д. 26-117); предписанием 09-04-88Пл-А/033-1220 от 10 февраля 2021г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований ( л.д. 118-135); заявлением о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности № 35-597 от 28 марта 2018 г. (л.д. 143-149); протоколом результатов исследований (испытаний) измерений № О 483/17-1 от 10 ноября 2017 г. (л.д. 154); заключением по результатам лабораторных исследований, измерений, измерений и испытаний по заявке Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № ВЧ-09-04-31/44231 от 17 декабря 2020 г. (л.д. 156-163); копией журнала учета дренирования подтоварной воды из MX № 1-5, МБ № 6-9 ПБ № 1-4 (л.д. 164-174); должностной инструкцией менеджера по экологии (л.д. 185-197); свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду 5 декабря 2018 г. (л.д.198-210) и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии менеджера по экологии ПАО «Энел Россия» ФИО1, не исполнившей свои служебные обязанности надлежащим образом, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении менеджера по экологии ПАО «Энел Россия» ФИО1 с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит все необходимые сведения, предусмотренные частью 2 данной статьи.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены данные и обстоятельства, указанные в части 1 этой статьи.
Жалоба на постановление судьи городского суда рассмотрена судьей краевого суда с соблюдением положений статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение заявителя о том, что функционирующая на объекте система отведения и очистки подтоварной воды представляет собой процесс отведения и очистки сточных вод, а не процесс утилизации отходов, опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, которые получили надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставить под сомнение которую оснований не имеется. Собранными по делу доказательствами, подтверждающими возвращение отхода «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов» в производственный цикл после соответствующей подготовки, образование при нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования вида отхода «Отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком», относящийся к 4 класса опасности, что подтверждается также проведенными ранее исследованиями пробы отбора отходов, опровергаются доводы жалобы и о том, что факт образования отхода не мог быть подтвержден без отбора пробы сточных вод мазутного хозяйства для проведения лабораторных исследований. Не опровергает также выводы судебных инстанций довод жалобы о том, что в разрешительных документах ПАО «Энел Россия» в области обращения с отходами учитывается отход «Золосажевые отложения при очистке оборудования ТЭС, ТЭЦ, котельных малоопасные», что при рассмотрении дела не учтено, поскольку совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела, подтверждает факт осуществления на указанном выше объекте деятельности по утилизации отходов 3, 4 класса опасности без лицензии, и является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в судебных актах. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статей 3.1, 4.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 19.20 названного Кодекса для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 18 мая 2021 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 июня 2021 г., вынесенные в отношении должностного лица - менеджера по экологии публичного акционерного общества «Энел Россия» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 Халабурды Юрия Ивановича - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья городского суда Песков С.В.,
судья краевого суда Корнушенко О.Р.