№ 16-2226/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 27 мая 2021 года
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника Шелест Натальи Николаевны, действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос» на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды № 06-431/2020 от 25 сентября 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 февраля 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Газпромнефть-Хантос» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды № 06-431/2020 от 25 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01 декабря 2020 года, решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 февраля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» (далее - ООО «Газпромнефть-Хантос», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 58 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в интересах ООО «Газпромнефть-Хантос», защитник общества Шелест Н.Н., действующая по доверенности, просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного Кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ - леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу положений статьи 53 Лесного Кодекса РФ одной из мер пожарной безопасности в лесах является предупреждение лесных пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).
Пунктом 1 Правил устанавливаются единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Главой VI Правил пожарной безопасности в лесах установлены требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, согласно которым: п.25 - полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 38 Правил).
Из материалов дела следует, что на основании представленного начальником отдела - лесничим Кондинского территориального отдела - лесничества Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры договора аренды лесных участков, участок лесного фонда, расположенный в квартале № 36 выделе № 97 Пойменного урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества на основании договора аренды лесного участка от 02 октября 2019 года №0064/19 - 04-ДА используется ООО «Газпромнефть - Хаптос» с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, под объект: «Кусты скважин №7Л 2. Обустройство объектов эксплуатации Западно-Зимнего участка».
Пунктом 7.1.4 проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от 02 октября 2019 года №0064/19-04-ЛА, утвержденным приказом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры от 27 ноября 2019 года №4953-ГЭ, определено, что на лесном участке, переданном в аренду, предусматривается проведение сплошной рубки на площади 61,5020 га. Лесная декларация подана на период использования лесов с 24 февраля 2020 года по 17 сентября 2020 года.
С 25 апреля 2020 года приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ ОТ
02 апреля 2020 года №13-нп на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен пожароопасный сезон.
В период с 17 по 19 августа 2020 года с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства на основании Распоряжения руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты- Мансийского автономного округа - ЮГРЫ ФИО1 от 11 августа 2020 года № 06-269/2020 проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах, по результатам которого составлен Акт по итогам проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах от 20 августа 2020 года № 06-269/2020.
В ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах, при непосредственном обнаружении, установлено: 18 августа 2020 года в 12 часов 04 минут в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на участке лесного фонда, расположенном в квартале № 36 выделе № 97 Пойменного урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества обнаружен факт использования участка лесного фонда под линейный объект (просека - полоса отвода автомобильной дороги). Просека свободна от лесных насаждений, вырублена.
В ходе патрулирования вышеуказанного лесного участка зафиксировано размещение срубленной древесины (лесных насаждений) и древесных отходов (порубочных остатков) в пределах полосы отвода автомобильной дороги. Лиц, производивших рубку древесины, не обнаружено.
Таким образом, при использовании участка лесного фонда в квартале № 36 выделе № 97 Пойменного урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества для эксплуатации межкустовой грунтовой автомобильной дороги нарушено требование лесного законодательства Российской Федерации, выразившееся в размещении горючих материалов (лесных насаждений и древесных отходов (порубочных остатков)) на полосе отвода автомобильной дороги.
Пунктом 3.4 (п.п. «б», «е» «з») договора аренды лесного участка от 02 октября 2019 года №0064/19-04-ДА установлено, что Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации н настоящим Договором; осуществлять установленный настоящим Договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией; осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов и приложением № 6 к настоящему договору.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом по итогам проведения мероприятий по контролю в лесах (л.д.89-90), распоряжением о проведении мероприятий по контролю в лесах (л.д.91), фототаблицей (л.д.92-93), договором аренды лесного участка (л.д.97-104), выкопировкой проекта освоения лесов к договору (л.д.105), проектом освоения лесов (л.д.106-111) лесной декларацией (л.д.116), протоколом об административном правонарушении (л.д.216-222) и иными доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и предыдущие судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы, имеющие правовое значение, в том числе, что Общество не является субъектом данного административного правонарушения, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Должностное лицо и нижестоящие судебные инстанции, вопреки доводам жалобы, верно установили субъект данного административного правонарушения, поскольку арендатором лесного участка является именно общество, которое обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Заключение договоров подряда не освобождает общество, как арендатора лесного участка, от исполнения обязанностей, вытекающих из заключенного договора аренды, и возложенных названными выше правовыми актами обязанностей лесопользователя.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Постановление о привлечении ООО "Газпромнефть-Хантос" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Газпромнефть-Хантос" в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды № 06-431/2020 от 25 сентября 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 февраля 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Газпромнефть-Хантос» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника Шелест Натальи Николаевны, действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос» - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.А. Савельева