ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-2242/2022
Санкт-Петербург 24 мая 2022 года
Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и жалобу Алексеевой О.О. на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2021 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2021 года в отношении главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино Алексеевой Ольги Олеговны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2021 года, глава местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино Алексеева О.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Алексеева О.О. признана виновной в нецелевом использовании бюджетных средств, совершенном 24 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении судьи районного суда.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Алексеева О.О. выражает несогласие с указанными судебными актами, считая их незаконными. Указывает на то, что дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, поскольку постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении подлежало направлению в Комитет финансового контроля Правительства Санкт-Петербурга, без решения которого необоснованно принято к производству Фрунзенским районным судом Санкт-Петербурга. Высказывается о том, что ее действия по заключению муниципального контракта на приобретение лицевых масок соответствовали положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и позволяли ей в соответствии с муниципальными правовыми актами заключать оспариваемый муниципальный контракт. Просит судебные решения отменить, дело об административном правонарушении передать по подведомственности в Комитет финансового контроля Правительства Санкт-Петербурга.
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Алексеевой О.О., приложенные к ней документы и судебные решения, прихожу к следующим выводам.
Положениями ст. 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела усматривается, что постановлением заместителя прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 22 декабря 2020 года в отношении главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино Алексеевой О.О. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, по факту нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным сводной бюджетной росписью.
В данном постановлении Алексеевой О.О. вменено, что путем заключения 23 апреля 2020 года муниципального контракта № и оплаты 24 апреля 2020 года оказанных по нему услуг, она допустила необоснованное расходование денежных средств на оплату обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения, на сумму 299 700 рублей.
За совершение указанного деяния Алексеева О.О. привлечена постановлением судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2021 года, выводы которого были поддержаны судьей Санкт-Петербургского городского суда в решении от 2 сентября 2021 года, к административной ответственности, установленной ст. 15.14 КоАП РФ.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными в силу следующего.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного кодекса, судьями (мировыми судьями) (п. 1); органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного кодекса (п. 6).
Согласно ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.4 названного кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
При этом ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 названного кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают, в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 названного кодекса (в пределах своих полномочий).
Исходя из положений ст. ст. 28, 29, 31, 265, 266.1 Бюджетного кодекса РФ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контрольные функции в отношении средств бюджета соответствующего уровня.
Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, который образован для разработки и реализации государственной политики Санкт-Петербурга, координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок (п.п. 1.1, 1.2 Положения о Комитете государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 октября 2013 года № 819 «О мерах по совершенствованию государственного финансового контроля»).
В соответствии с п. 3.4 названного положения Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга для решения задач, предусмотренных в разделе 2 данного положения, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Санкт-Петербурга, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий). В силу перечисленных выше норм таким органом является Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.
Настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Алексеевой О.О. по факту нецелевого использования средств местного бюджета возбуждено заместителем прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга (л.д. 1-5).
Исходя из системного анализа приведенных положений закона, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении подлежало направлению в вышеуказанный орган исполнительной власти, без решения которого о передаче дела на рассмотрение судье в порядке ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ принято к производству судьей Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга неправомерно.
Признавая постановление судьи районного суда о привлечении Алексеевой О.О. к административной ответственности законным и обоснованным по итогам разрешения 2 сентября 2021 года жалобы указанного лица, поданной в порядке ст. ст. 30.1-30.2 КоАП РФ, судьей Санкт-Петербургского городского суда указанные обстоятельства необоснованно оставлены без внимания и оценки.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, поскольку рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении не относилось к компетенции судьи районного суда.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание, что на день рассмотрения жалобы в Третьем кассационном суде общей юрисдикции установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Алексеевой О.О. к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ истек, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2021 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2021 года в отношении главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино Алексеевой Ольги Олеговны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции А.В. Городков