№ 16-225/2022 (16-7143/2021)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 27 января 2022 года
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области от 03 ноября 2020 года, решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 28 мая 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 07 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области от 03 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Варненского районного суда Челябинской области от 28 мая 2021 года, решением судьи Челябинского областного суда от 07 июля 2021 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, вступившими в законную силу, просит их отменить и прекратить производство по делу
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далеепо тексту ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подпункты 2, 3 п. 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области на основании распоряжения от 14 августа 2020 года № 107-ЗН проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1, который является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> общей площадью 150700 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 июня 2020 года ФИО1 является собственником земельного участка с 28 сентября 2012 года.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки государственным инспектором установлено, что земельный участок площадью 150700 кв.м. зарос травянистыми дикорастущими сорными растениями (пырей ползучий, осоты, полынь, бодяк полевой, земляника, вьюнок полевой, тысячелистник и т.п.), в том числе наблюдаются сорные растения прошлогоднего вегетационного периода, локальное произрастание древесной растительности – береза высотой до 15 м. Вегетативная масса сорных растений, на большей части земельного участка скошена, оставшаяся часть сорных растений находится в фазе цветения – образования семян. Признаки возделывания сельскохозяйственных культур, обработка почвы, внесения удобрений, боронования, подсева трав и т.п. отсутствует. Агротехнические, агрохимические, фитосанитарные мероприятия не проведены.
В ходе осмотра осуществлена фотосъемка и составлен акт проверки гражданина от 14 сентября 2020 года № 107, а также протокол об административном правонарушении от 28 сентября 2020 года № 107/0464, в котором зафиксированы выявленные нарушения собственником земельного участка требований статей 13, 42 ЗК РФ.
Фактические обстоятельства невыполнения ФИО1 установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ при вынесении постановления должностного лица и судебных решений.
Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств не имеется. Собранные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2020 году введен мораторий на осуществление внеплановых проверок, не могут быть приняты во внимание, поскольку такой порядок проведения проверок в 2020 году установлен для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Решение Варненского районного суда Челябинской области от 01 декабря 2020 года, содержащее выводы о проведении проверки в отношении ФИО1 с нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438, было отменено судебной коллегией по административным делам Челябинского областного суда 08 февраля 2021 года (л.д. 151-166, том 1).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 327 Положению о ней, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере, в том числе, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части касающейся оборота земель сельскохозяйственного назначения), находясь в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 1-4 Положения). Россельхознадзор в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с пунктом 6.4 Положения вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения (пункт 5.1.2 Положения).
Как установлено при рассмотрении дела, проверяемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> на момент проведения проверки был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, изменение вида его разрешенного использования, а также категории земель, к которым он отнесен, на момент проверки не производилось. Таким образом, должностное лицо Управления Россельхознадзора по Челябинской области действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
По смыслу взаимосвязанных положений подпунктов 3, 4 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют право беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки и осматривать такие земельные участки и объекты для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
Целью административного обследования, являющегося отдельной мерой государственного земельного надзора, осуществляемого в порядке, предусмотренном положениями статьей 71.2 ЗК РФ, в соответствии с Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251 и действовавшими на момент проведения обследования, является систематическое наблюдение за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области охраны земельных отношений, включая контроль за соблюдением обязательных требований и правил по надлежащему использованию земельного участка их собственниками, в том числе физическими лицами. Порядок проведения административного обследования земельного участка позволяет должностным лицам, осуществляющим государственный земельный надзор, самостоятельно и без взаимодействия с правообладателями земельных участков, осуществлять визуальный осмотр объектов земельных правоотношений без доступа на них (абзац 3 пункта 2 Правил).
Как следует из материалов дела, 29 июня 2020 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем визуального осмотра земельного участка, доступ на который не ограничен, результаты осмотра зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования. Сведения, зафиксированные в акте от 29 июня 2020 года, в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251, были переданы в Управление Россельхознадзора по Челябинской области для производства дальнейших проверочных мероприятий. На основании данного документа уполномоченным должностным лицом государственного земельного надзора, с учетом наличия актуальных сведении из ЕГРН, полученных по запросу от 03 июля 2020 года, было принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в форме распоряжения, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, утверждения автора жалобы о незаконности действий должностного лица в рамках производства внеплановой выездной проверки являются несостоятельными.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, о том, что работа по уничтожению сорных растений на указанном земельном участке всегда велась и ведется, что свидетельствует об отсутствии признаков неиспользования земельного участка, были предметом рассмотрения судами нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в решениях, не согласиться с которой оснований не имеется.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции, достоверно установив факт нарушения требований по надлежащему использованию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, что выразилось в наличии естественной многолетней растительности, отсутствии признаков проведения сельскохозяйственных мероприятий, пришли к обоснованным выводам о том, что ФИО1, являясь собственником данного земельного участка, нарушил вышеприведенные требования закона, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, вынесшим постановление, и судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений законодательства, подлежащих применению к указанным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Противоречий между представленными в дело доказательствами не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьсях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен уполномоченным должностным лицом при личном участии ФИО1, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, ФИО1 разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.
О рассмотрении дела должностным лицом ФИО1 был уведомлен надлежащим образом, однако на рассмотрение дела не явился, ходатайств об отложении не представил, распорядившись своими процессуальными правами по своему собственному усмотрению.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, является справедливым.
При рассмотрении жалоб ФИО1 на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалоб ФИО1 была дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области от 03 ноября 2020 года, решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 28 мая 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 07 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя Седьмого
кассационного суда общей юрисдикции Л.А. Савельева