ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2260/2021 от 19.04.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2260/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 апреля 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 24 ноября 2020 и решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 января 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Совета Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 24 ноября 2020, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 января 2021, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Совета Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2 (далее – председатель Совета Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, исполняющая обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1, направившая настоящее дело на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с вынесенными судебными решениями, просит их отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.

Председатель Совета Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении вышеуказанной жалобы в установленный срок свои возражения на данную жалобу не представил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по информации, направленной Избирательной комиссией Ульяновской области, Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Ульяновской области в нарушение пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 №95-ФЗ «О политических партиях» не представило в Избирательную комиссию Ульяновской области сведения о поступлении и расходовании средств политической партии за 2 квартал 2020. В связи с этим Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области председателю Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2 вынесено предупреждение, согласно которому необходимо в срок до 28 октября 2020 устранить допущенное нарушение.

В срок до 28 октября 2020 вышеуказанное предупреждение не исполнено и в отношении председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья при рассмотрении настоящего дела, установив, что в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 34 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия обязана представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала, пришел к выводу, что, поскольку обязанность и срок предоставления сведений установлены законом, соответственно, иной срок предоставления таких сведений для Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области не может быть установлен Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в бездействии председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2 состава административного правонарушения.

С выводами мирового судьи, изложенными в вынесенном постановлении, согласился и судья районного суда.

Между тем, мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска не учтено следующее.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона N 95-ФЗ "О политических партиях", политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала.

Пункт 2 статьи 39 названного Закона предусматривает, что в случае нарушения региональным отделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, упомянутого закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением политической партии в установленный срок эти нарушения не устранены и предупреждение территориального органа не обжаловалось в суд, деятельность регионального отделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 456 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.01.2012 N 22975).

В силу пункта 3 Административного регламента предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является в том числе соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам.

Пунктом 82 Административного регламента установлено, что специалист готовит проект предупреждения (представления). В предупреждении (представлении) указываются: дата вынесения предупреждения (представления); наименование и место нахождения некоммерческой организации, которой адресовано предупреждение (представление); содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям); срок устранения нарушения; порядок информирования центрального аппарата (территориального органа) об устранении нарушений.

Таким образом, предупреждение (представление, предписание) об устранении общественной организацией нарушений требований законодательства Российской Федерации представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля за соответствием деятельности общественных организаций уставным целям и задачам, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения выявлены, обязанности по их устранению в определенный срок.

За невыполнение в установленный срок предупреждения (представление, предписание) предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 28 августа 2020 об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации в отношении председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2 указывает о допущенном нарушении законодательства Российской Федерации и сроке его устранения.

В связи с невыполнением в установленный срок законного предупреждения в отношении председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии для Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области основания повторного требования от председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2 необходимых сведений, путем направления письменного предупреждения, являются преждевременными, поскольку такое требование повторным не является и его невыполнение образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем, в рассматриваемом случае, имеются основания для отмены судебных актов, состоявшихся по данному делу в отношении председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 24 ноября 2020 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 14 января 2021, принятые по данному делу об административном правонарушении в отношении председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2, подлежат отмене.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы в Шестом кассационном суде общей юрисдикции не истек срок давности привлечения председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2 административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса подлежит направлению мировому судье судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы жалобы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное постановление.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу исполняющей обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 24 ноября 2020 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 14 января 2021, вынесенные в отношении председателя Совета Регионального отделения Всероссийской партии «Родина» в Ульяновской области ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области.

Судья С.И. Шкуров

Постановление23.04.2021