ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-2287/2021
г. Пятигорск 19 октября 2021 г.
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 6 октября 2021 года) протест исполняющего обязанности прокурора Кабардино-Балкарской Республики Сысоенкова А.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 11 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2019 г., вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 11 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2019 г., в котором определением этого же мирового судьи от 12 февраля 2020 г. исправлена описка, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей. Согласно постановлению изъятая у ФИО2 26 марта 2019 г. алкогольная продукция: коньяк российский пятилетний «Пять звездочек Моя Столица» емкостью 0,5 л в количестве 514 бутылок, коньяк российской пятилетний «Золотой резерв» емкостью 0,5 л в количестве 742 бутылок, находящаяся на территории ОСП АО «Росспиртпром» «Ростов» по адресу: <адрес>, передана в ОАО «Росспиртпром» для решения вопроса о её переработке или уничтожении.
В порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное постановление не пересматривалось.
В протесте, поданном в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности прокурора Кабардино-Балкарской Республики Сысоенков А.В. (далее также – прокурор) ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 11 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2019 г., указывая на то, что в производстве органов предварительного следствия Кабардино-Балкарской Республики находится уголовное дело о незаконном обороте алкогольной продукции, в рамках которого ФИО2 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а», «б» части 2 статьи 173 Уголовного кодекса Российской Федерации; фактические обстоятельства, установленные мировым судьей по делу об административному правонарушении и органами предварительного следствия по уголовному делу идентичны.
ФИО2, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении протеста на вынесенный в отношении него судебный акт надлежащим образом уведомлен, в установленный срок возражения на протест от него не поступили.
Данный протест рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года № 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы протеста прокурора, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по указанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым 26 марта 2019 г. в ходе проведения контрольных мероприятий, проведенных в гараже расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что ФИО2 осуществляется оборот (хранение) алкогольной продукции: коньяка российского пятилетнего «Пять звездочек Моя Столица» емкостью 0,5 л в количестве 514 бутылок, коньяка российского пятилетнего «Золотой резерв» емкостью 0,5 л в количестве 742 бутылок, не маркированной федеральными специальными и акцизными марками.
Вместе с тем, как следует из представленных в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с протестом материалов, постановлением старшего следователя шестого отдела управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21 марта 2019 г. в отношении ФИО2 и других возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, а постановлением следователя по ОВД СЧ СУ МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 23 марта 2020 г. из данного уголовного дела выделено и возбуждено уголовное дело в отношении ФИО2 и других по признакам преступления, предусмотренного пунктами «а», «б» части 2 статьи 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением следователя по особо важным делам СЧ СУ МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 26 января 2021 г. ФИО2 предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 325-ФЗ), а также пунктами «а», «б» части 2 статьи 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 203-ФЗ), выразившегося в производстве, хранении, перевозке и розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях такая лицензия обязательна, совершенной организованной группой, в особо крупном размере.
Из постановления о привлечении в качестве обвиняемого следует, что ФИО2 в период не позднее 24 мая 2018 г., более точно дата и время не установлены, находясь на территории Кабардино-Балкарской Республики, возложив на себя решение всех организационных и руководящих вопросов, умышленно, осознавая неправомерность и общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления преступных последствий и желая их наступления, с целью незаконного обогащения, из корыстных побуждений, для производства, хранения, перевозки и розничной продажи спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии создал организованную устойчивую преступную группу, в которую вошли ранее его знакомые В.Х.., Л.М., А.А., З.В. и неустановленные лица, целью которой было производство, хранение, перевозка и дальнейший сбыт на территории Кабардино-Балкарской Республики спиртосодержащей продукции, а также осуществлял непосредственное руководство преступной группой при следующих обстоятельствах. ФИО2, умышленно, действуя в составе организованной преступной группы с В.Х.., Л.М.., А.А.., З.В. и неустановленными лицами, из корыстных побуждений, в нарушение статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не имея лицензии на производство, хранение, перевозку, реализацию спиртосодержащей продукции, когда такая лицензия является обязательной, по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> организовал производство, хранение, перевозку и сбыт спиртосодержащей продукции и, преследуя цель создания организованной преступной группы, подобрал соучастников из числа своих родных и знакомых, предложив М.М.., З.М.., В.Х.., Л.М.., А.А.., З.В. и неустановленным лицам, вступить в организованную преступную группу под его руководством, с целью производства и дальнейшей реализации спиртосодержащей продукции на территории Кабардино-Балкарской Республики. ФИО1, являясь организатором преступной группы для производства, хранения, перевозки и реализации спиртосодержащей продукции, распределил роли непосредственных соучастников совершения преступления. В частности, в функции ФИО2 как организатора и руководителя организованной преступной группы входило: руководство участниками организованной преступной группы; планирование и подготовка производства, хранения, перевозки и дальнейшая реализация спиртосодержащей продукции на территории Кабардино-Балкарской Республики; определение точного времени совершения преступления; контроль преступной деятельности организованной группы на всех ее этапах и инструктаж членов организованной преступной группы, с использованием методов и способов конспирации, во избежание уголовной ответственности за совершенное преступление.
Частью 1 статьи 171.3 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за производство, закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение, перевозку и (или) розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.
Основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок является также отсутствие у заявителя лицензии на соответствующий вид лицензируемой деятельности, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии либо прекращение срока ее действия (подпункт 5 пункта 10 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Содержащиеся в постановлении о привлечении ФИО2 в качестве обвиняемого сведения исходя из позиции приведенных правовых норм позволяют согласиться с доводами протеста прокурора о том, что при квалификации действий ФИО2 по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по пунктам «а», «б» части 2 статьи 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации учитываются одни и те же обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанных административного правонарушения и преступления.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных выше обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 11 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2019 г., вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом согласно пункту 2 части 3 статьи 29.10 названного Кодекса вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона, или с маркировкой поддельными марками; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Исходя из указанной нормы спиртосодержащая продукция, в случае, если ее производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона, или с маркировкой поддельными марками; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования, признается находящейся в незаконном обороте и такая алкогольная продукция подлежит изъятию независимо от установления наличия либо отсутствия вины ФИО2 в совершении вмененного административного правонарушения. Следовательно, прекращение производства по настоящему делу об административном правонарушении само по себе не влечет возврат ФИО2 изъятой у него алкогольной продукции, находившейся в незаконном обороте.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 – 3, 8 и 9 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 «Правил вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027 вывоз и хранение продукции и (или) предметов осуществляются акционерным обществом «Росспиртпром».
Учитывая то, что производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекращается в связи с наличием по факту совершения им противоправных действий постановления о возбуждении уголовного дела, изъятая по делу об административном правонарушении алкогольная продукция: коньяк российский пятилетний «Пять звездочек Моя Столица» емкостью 0,5 л в количестве 514 бутылок, коньяк российской пятилетний «Золотой резерв» емкостью 0,5 л в количестве 742 бутылок подлежит передаче на хранение в ОАО «Росспиртпром» до разрешения вопроса по указанной продукции в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в отношении ФИО2 по признакам преступления, предусмотренного пунктами «а», «б» части 2 статьи 173 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
протест исполняющего обязанности прокурора Кабардино-Балкарской Республики Сысоенкова А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 11 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2019 г., вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Алкогольную продукцию: коньяк российский пятилетний «Пять звездочек Моя Столица» емкостью 0,5 л в количестве 514 бутылок, коньяк российской пятилетний «Золотой резерв» емкостью 0,5 л в количестве 742 бутылок передать на хранение в ОАО «Росспиртпром» до разрешения вопроса по указанной продукции в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в отношении ФИО2 по признакам преступления, предусмотренного пунктами «а», «б» части 2 статьи 173 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Кижаева М.В.