ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2288/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 28 апреля 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Чурсиной Юлии Геннадьевны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Юргаз», на вступившее в законную силу постановление судьи Кулундинского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2021г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юргаз» (далее – общество, ООО «Юргаз») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Кулундинского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2021г. ООО «Юргаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания с применением ч.ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Чурсина Ю.Г. настаивает на отмене судебного акта как незаконного.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственности виновного лица.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки соблюдения законодательства о ценообразовании, проведенной Благовещенской межрайонной прокуратурой Алтайского края выявлено, что ООО «Юргаз» осуществляет розничную торговлю сжиженным газом в баллонах без доставки потребителям по цене 585 рублей за 9 кг и 1170 рублей за 18 кг.
ООО «Юргаз» вынесено представление заместителя прокурора Благовещенской межрайонной прокуратурой Алтайского края от 26 апреля 2021г. № 247-2021 об устранении выявленных нарушений законодательства в отношении граждан на получение газа по объективно установленным в установленном порядке ценам.
В указанном представлении заместителя прокурора Благовещенской межрайонной прокуратурой Алтайского края изложены требования: 1. Безотлагательно рассмотреть представление, принять меры по устранению выявленных нарушений законности и недопущению их впредь. 2. Рассмотреть представление с участием прокурора, в связи с чем заблаговременно уведомить Благовещенского межрайонного прокурора о времени и месте рассмотрения представления, указать в ответе о рассмотрении представления с участием прокурора. 3. Предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновным лиц при наличии оснований; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Благовещенскую межрайонную прокуратуру в месячный срок со дня получения представления в письменной форме (пункт 4).
25 мая 2021г. ООО «Юргаз» получено представление. В установленный законом месячный срок до 26 июня 2021г. обществом не исполнено представление прокурора, ответ прокурору не представлен, что послужило основанием для вынесения Благовещенской межрайонной прокуратурой Алтайского края постановления о возбуждении в отношении ООО «Юргаз» дела об административном правонарушении от 26 июля 2021г. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.7 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда признал ООО «Юргаз» виновным по ч.1 ст. 17.7 КоАП РФ.
С постановлением судьи районного суда нет оснований согласиться.
Признавая ООО «Юргаз» виновным, судья районного суда пришел к выводу о неисполнении законного предписания прокурора, ссылаясь на то, что обстоятельства дела подтверждаются постановлением мирового судьи судебного участка Кулундинского района Алтайского края от 25 июня 2021г. о признании ООО «Юргаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, законность которого проверена Кулундинским районным судом Алтайского края от 9 августа 2021г.
Между тем из указанных судебных актов не следует, что судебными инстанциями была проверена законность представления прокурора, выводы о том отсутствуют.
Также не учтено при рассмотрении дела, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Из смысла и содержания ст. 24 Закона о прокуратуре следует, что представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Данный акт должен быть законным как по форме, так и по содержанию, в частности, содержать наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт или действия (бездействия) лица; предложение устранить допущенное нарушение с совершением необходимых, по мнению прокурора, конкретных юридических действий и наступлением последующих правовых последствий.
Между тем из представления заместителя прокурора Благовещенской межрайонной прокуратурой Алтайского края от 26 апреля 2021г. № 247-2021 не следует нормативный акт о ценообразовании на газ, который был нарушен ООО «Юргаз». Вид деятельности общества не был предметом исследования и оценки прокурора.
Из правовой позиции защитника общества, изложенной районному суду, следует, что общество не осуществляет регулируемый вид деятельности.
Данный довод остался без судебной оценки, при этом не имеет опровержения по делу.
Так, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ООО «Юргаз» в качестве дополнительного вида деятельности осуществляет оптовую торговлю твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируемые виды деятельности - виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).
Из положений ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 31 марта 1999г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" следует, что федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В своем предписании заместитель прокурора ссылается на Положение об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011г. N 695, согласно которому управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.
Между тем из указанного Положения (раздел III) не следует, что управление Алтайского края осуществляет полномочия по регулированию тарифов на газ, в том числе в отношении юридических лиц, не осуществляющих регулируемый вид деятельности или осуществляющих оптовую торговлю газообразным топливом.
Приведение в представлении прокурора и районным судом для сравнения решения управления Алтайского края в отношении иного юридического лица об установлении для тарифов на газ не свидетельствует об отношении такого решении к ООО «Юргаз».
Ссылка в представлении прокурора на постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000г. N 1021, которым утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации…(далее - Основные положения) не устанавливает нарушения правил ценообразования ООО «Юргаз».
В п. 2 Основных положений определено, что "регулируемый вид деятельности" – это вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке), услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и расчеты за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством;
"розничная цена на сжиженный газ" - цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Защитником последовательно оспаривается отнесение деятельности ООО «Юргаз» к указанным в Основных положениях понятиям, отрицает реализацию газа населению именно для бытовых нужд.
Ссылка судьи районного суда, что обстоятельства реализации газа установлены постановлением мирового судьи судебного участка Кулундинского района Алтайского края от 25 июня 2021г. о признании ООО «Юргаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, законность которого проверена Кулундинским районным судом Алтайского края от 9 августа 2021г., не имеет подтверждения. Из текста данный судебных актов не следует, кому, при каких обстоятельствах и какой именно вид (состояние) газа был реализован.
На нарушение иных законодательных актов, касающихся ценообразования продукции, реализуемой ООО «Юргаз», прокурором не указано, районным судом не приведено, предметом судебного исследования и проверки обстоятельства дела не были.
Судьей районного суда не учтено, что из диспозиции ст. 17.7 КоАП РФ следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает в случае неисполнения законного предписания прокурора, вынесенного в соответствии с его полномочиями.
Вопрос о законности и исполнимости представления об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Вместе с тем вопреки доводам заявителя районному суду и требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ законность представления прокурора не проверена, правовой оценки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства не только формы и порядка принятия представления, но и содержания данного документа не дано, доводы защитника об осуществлении нерегулируемого вида деятельности, как ранее отмечалось, не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для выяснения вопроса о законности выданного обществу представления и разрешения настоящего дела о привлечении к административной ответственности за его неисполнение.
Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах судебное постановление не может быть признано законными, обоснованными и подлежат отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ и с учетом того, что на момент рассмотрения в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы заявителя срок давности привлечения ООО «Юргаз» к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы заявителя о том, что срок давности привлечения к административной ответственности истек на день вынесения постановления судьи районного суда несостоятельны.
Вышеназванными нормами Закона о прокуратуре срок рассмотрения представления не установлен, однако указано, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме.
Таким образом, названный выше Закон устанавливает месячный срок с момента внесения представления не только на рассмотрение его требований, но и на принятие конкретных мер по устранению названных в нем нарушений закона, их причин и способствовавших им условий и сообщение о данных мерах прокурору, внесшему представление.
При таких обстоятельствах судья районного суда при вынесении постановления от 23 сентября 2021г. обоснованно исчислил срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Юргаз» с 26 июня 2021г.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Чурсиной Ю.В. удовлетворить частично.
Постановление судьи Кулундинского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2021г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья /подпись/ С.Н. ФИО1