ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2291/2022 от 14.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2291/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 14 июня 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу ФИО2 от 31 марта 2021 года, решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 14 сентября 2021 г., решение судьи Омского областного суда от 16 ноября 2021 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу ФИО2 от 02 апреля 2021г, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 14 сентября 2021 г. постановление изменено с исключением из объема обвинения суждений о не приведении Правил внутреннего контроля в соответствие с требованиями приказа № 366 от 22 ноября 2018 г. в отношении требований к идентификации клиентов; о том, что Правилами внутреннего контроля не предусмотрен порядок работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности; о нарушении порядка предоставления сообщений о проверках по клиентам, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, в связи с не предоставлением сообщений по установленной форме ФЭС 3-ФМ о проверках за период с января по сентябрь 2020 г.; о проведении проверок по сообщениям от 01 апреля 2020 г. и 07 июля 2020 г. с нарушением срока минимальной периодичности. Постановление в остальной части оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Решением судьи Омского областного суда от 16 ноября 2021 г. жалоба защитника ФИО1, Лазарева А.И. удовлетворена частично, решение изменено с исключением указания на совершение ФИО1 нарушений в виде не составления анкеты в отношении указанных в запросе от 27 января 2021 г. № 20-04-12/719 лиц ( Учреждение по управлению объектами социальной сферы не представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, с некоммерческими организациями, совершившими в 2020 году платежи, получателями которых является ООО «ОЭК», по расходованию денежных средств и иного имущества на сумму, равную или превышающую руб. либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной ., а именно В остальной части решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе ФИО1 просит об отмене постановления должностного лица и решений судов, прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в деянии отсутствуют событие и состав вмененного административного правонарушения.

Ходатайство о рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи не подлежит удовлетворению, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 той же статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). Согласно данной статье к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей.

Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО с 6 июня 2014 года (учетный номер 21609463).

В результате проведенной в отношении общества камеральной проверки исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001г №115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 01.01.2020г по 31.12.2020г, проведенной на основании п.9 ст.7 названного Федерального закона, приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 22.01.2021г № 6-н, установлено, что генеральный директор допустил нарушение требований законодательства в части, касающейся организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, выразившиеся в несоответствии Правил внутреннего контроля Общества в части периодичности его проведения; в неполном представлении данных о поквартальных проверках клиентов в 2020 г, не указаны лица, по которым направлялась информация по коду 7001: общее количество клиентов- ЮЛ, ФЛ, ИП, в отношении которых не были применены меры; количество клиентов – ФЛ, ИП, в отношении которых не были применены меры; количество ФЭС, направленных по клиентам -ЮЛ, ФЛ, ИП, в отношении которых не были применены меры на дату окончания проведения текущей проверки; нераскрытии в анкетах на двух физических лиц рисков.

Изложенное явилось основанием для привлечения генерального директора к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, актом проверки от 16.03.2021г, приказом от ДД.ММ.ГГГГ исполнении требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма с приложением к приказу, анкетами для физических лиц, договорами энергоснабжения с соглашениями о замене стороны в договоре, уведомлением о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по СФО от 06.06.2014гприказом о присвоении статуса гарантирующего поставщика, реестром заключенных в период ДД.ММ.ГГГГ договоров с поставщиками услуг (продавцами товаров) об осуществлении деятельности по приему платежей, реестром платежных поручений, подтверждающих оплату в счет исполнения обязательств потребителей по договорам энергоснабжения перед гарантирующим поставщиком и платежными поручениями, сведениями о поступлении оплаты за электроэнергию, Уставом выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Выводы судебных инстанций о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона: внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля;

В соответствии со статей 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, операторы по приему платежей.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, в частности, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (далее - Требования к правилам внутреннего контроля).

В соответствии с пунктом 1(1) Требований к правилам внутреннего контроля руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации. Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

В силу подпункта «а» пункта 32 Требований к правилам внутреннего контроля в программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов.

Пунктом 3 Требований к правилам внутреннего контроля предусмотрено, что правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который: а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в организации; б) устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля; в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем (подпункт 6 пункта 3).

Согласно пункту 1.2 части 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (часть 4 статьи 6).

В соответствии с пунктом 4 части и 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, предусмотренные данным пунктом сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.8, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Согласно пункту 37 Требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 года № 366, сведения, полученные организациями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете в соответствии с перечнем сведений, приведенных в приложении № 3 к настоящим требованиям.

Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209.

Судебными инстанциями установлено и подтверждено материалами дела, что состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО с ДД.ММ.ГГГГ (учетный ).

Вопреки доводам жалобы, в 2020 году » являлось оператором по приему платежей, при проведении камеральной проверки представило в уполномоченный орган сведения об в п.8 «осуществляемые виды деятельности (применительно к ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ) указало: «оператор по приему платежей», сведения заверены руководителем организации ФИО1,(л.д.183-186,том1). Присвоение статуса гарантирующего поставщика в отношении общества в 2020г, не освобождает лицо от административной ответственности по настоящему делу.

Доводы заявителя о том, что гарантирующий поставщик, которым является Общество с 2020г не является оператором по приему платежей, основаны на субъективном мнении, неправильном толковании действующего законодательства, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

Субъектами административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ являются, в том числе должностные лица организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Доводы заявителя о том, что ответственным лицом за соблюдение обществом требований Федерального закона № 115-ФЗ назначен ФИО7, а потому он является должностным лицом, ответственным за организацию и проведение работы по исполнению требований названного закона, не исключают возможности привлечения к ответственности в силу требований выше приведенного законодательства и полномочий, определенных в Уставе общества.

Доводы заявителя о неправильной квалификации действий должностного лица, отклоняются, поскольку основаны на неправильном применении норм процессуального права. Судами установлено, что ФИО1 допущены нарушения, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло непредставление сведений об операциях, равно как и предоставление недостоверных сведений, подлежащих обязательному контролю, в том числе, выразившиеся в предоставлении анкет на двух физических лиц без указания рисков, а также неполно представленных данных о поквартальных проверках клиентов в 2020г, что составляет объективную сторону части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, следовательно действия должностного лица правильно квалифицированы по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Факт выявленных нарушений не оспаривался лицом, привлеченным к административной ответственности, данные нарушения зафиксированы в акте проверки и подтверждаются материалами проверки.

Вопреки доводам жалобы, протокол по делу об административном правонарушении в отношении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Каких-либо нарушений, влекущих признание данного протокола недопустимым доказательствам, по делу не установлено. Заявителем жалобы не представлено доказательств нарушения его прав на предоставление при производстве по делу письменных возражений либо приобщения иных доказательств.

Наличие решения Арбитражного суда Омской области от 29.04.2022г, которым действия переквалифицированы на ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, основанием для отмены или изменения принятых актов по настоящему делу не являются.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности по делу соблюден.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судами при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена нижестоящими судом в порядке, установленном статьей 30.6, 30.9 КоАП РФ.

Административное наказание назначено исходя из конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых обжалованных актов, не установлено.

Вместе с тем, решение судьи Омского областного суда от 16.11.2021г подлежит изменению, из текста решения подлежат исключению выводы о том, что нарушение требований п.13.4 Правил внутреннего контроля исключены судьей районного суда из общего объема вмененных должностному лицу нарушений, поскольку такой вывод противоречит решению судьи Куйбышевского районного суда г. Омска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

решение судьи Омского областного суда от 16 ноября 2021г, вынесенное в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ изменить, исключить из текста решения выводы о том, что нарушение требований п. 13.4 Правил внутреннего контроля исключены судьей районного суда из общего объема вмененных должностному лицу нарушений.

В остальной части постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу от 31 марта 2021г № 20-04-13/20-22П, решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 14 сентября 2021г, решение судьи Омского областного суда от 16 ноября 2021г- оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Судья С.Н. Михеева