ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2360/20 от 01.07.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № 16-2360/2020

город Краснодар 1 июля 2020 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Волгоградского областного суда от 3 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора специального государственного бюджетного учреждения «Волгоградский лесопожарный центр» ФИО2,

установил:

постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО1 от 10 января 2019 года директор специального государственного бюджетного учреждения «Волгоградский лесопожарный центр» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 5 апреля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 3 октября 2019 года постановление административного органа и решение судьи отменены, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО1 просит решение судьи областного суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным и оставить без изменения постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В соответствии со статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности) нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Директор СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения в связи с нарушением порядка формирования государственного задания, выразившемся в несвоевременном размещении Государственного задания на 2017 года, на плановый период 2018 и 2019 годов № 5-11 для СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр», утвержденного приказами комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 20 июня 2017 года № 978, от 3 августа 2017 года №1366, от 5 сентября 2017 года №1621, от 4 октября 2017 года № 1859, от 30 октября 2017 года № 2083, от 27 ноября 2017 года № 2406, от 11 декабря 2017 года № 2582, на сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Однако судья областного суда правомерно не согласился с выводами административного органа и судьи районного суда.

Пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трёх лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон «О некоммерческих организациях») государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 7 вышеназванной статьи).

Постановлением администрации Волгоградской области от 30 декабря 2015 года № 818-п утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Волгоградской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее Положение).

В силу пункта 4 Положения государственное задание формируется в процессе составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее именуется - субсидия) в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений - органами исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Положения в случае внесения изменений в показатели государственного задания формируется новое государственное задание (с учётом внесённых изменений) в соответствии с положениями настоящего раздела.

В силу требований пункта 7 Положения государственное задание и отчёт о выполнении государственного задания, формируемый согласно приложению 2 к настоящему Положению, за исключением содержащихся в них сведений, составляющих государственную тайну, размещаются в установленном порядке на сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также могут быть размещены на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области.

Таким образом, обязанность по формированию государственного задания для бюджетного учреждения, в силу закона возложена на соответствующий орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Согласно с пунктами 1.3, 1.9, 1.10 устава СГБУ ВО «Волгоградский лесопожарный центр» является некоммерческой организацией с организационно-правовой формой – учреждение, типом – бюджетное. Функции и полномочия учредителя СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» от имени Волгоградской области осуществляет комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, который формирует и утверждает государственное задание для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности.

При таких обстоятельствах директор СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» ФИО2 не является лицом, на которого законом возложена обязанность по формированию государственного задания для бюджетного учреждения, и поэтому не является субъектом административной ответственности по статье 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Более того, в рассматриваемом случае нарушение пункта 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утверждённого Приказом Минфина России от 21 июля 2011 года № 86н, вмененное директору СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» ФИО2, нарушением установленного порядка формирования государственного задания не является и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, подпунктом 9 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, в том числе, государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ).

Согласно пункту 3.5 вышеназванной статьи данного Федерального закона сведения, определённые пунктом 3.3 настоящей статьи, размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением.

Предоставление информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещение на официальном сайте в сети Интернет и ведение указанного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Приказом Минфина России от 21 июля 2011 года № 86н в соответствии с пунктом 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» утверждён Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта (далее Порядок).

Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что в случае принятия новых документов и (или) внесения изменений в документы, информация из которых была ранее размещена на официальном сайте, учреждение, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днём принятия документов или внесения изменений в документы, предоставляет через официальный сайт уточнённую структурированную информацию об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов.

Между тем, в рассматриваемом случае приказами комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области утверждено Государственное задания на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов № 5-11 для СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр».

При этом в силу пункта 15.1 Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления), осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, обеспечивают размещение на официальном сайте информации о своих подведомственных учреждениях, которым доводятся государственные (муниципальные) задания и предоставляются субсидии на иные цели. Для обособленных структурных подразделений данную информацию указывает учреждение.

В данном случае учредителем СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» является комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, который является органом исполнительной власти Волгоградской области, формирует государственное задание для данного учреждения и соответственно обеспечивает размещение на официальном сайте информацию о подведомственном ему учреждении.

Кроме того, Федеральным законом от 7 июня 2017 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (начало действия закона с 1 января 2018 года) пункт 3.5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» изложена в новой редакции, исходя из которой документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.

Какой-либо правовой акт о передаче полномочий учредителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» по размещению на официальном сайте информации о СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» документов материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах судья нижестоящей инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей Волгоградского областного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Оценивая обжалуемый судебный акт и доводы жалобы, полагаю необходимым отметить, что сроки привлечения к административной ответственности определены статье 4.5 указанного Кодекса, и для дела данной категории этот срок в настоящее время истек.

Из системного толкования части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность возобновления производства по делу об административном правонарушении.

При таком положении, приведенные доводы жалобы правового значения с точки зрения положений статьи 30.17 данного Кодекса не имеют.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Волгоградского областного суда от 3 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора специального государственного бюджетного учреждения «Волгоградский лесопожарный центр» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья Четвертого кассационного

суда общей юрисдикции В.В. Шелудько