ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2370/20 от 18.12.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2370/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток 18 декабря 2020 года

Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ФИО2 от 11 января 2019 года № 06-2/19А, решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ФИО2 от 11 января 2019 года № 06-2/19А первый заместитель главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2019 года постановление должностного лица от 11 января 2019 года № 06-2/19А оставлено без изменения, жалоба первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 без удовлетворения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2019 года решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2019 года оставлено без изменения, жалоба первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, производство по делу прекратить в связи с допущенными процессуальными нарушениями.

Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-1.3 и 1.7 настоящей статьи.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В силу части 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления, результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию: 1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; 2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; 3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Согласно части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления, порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, его форма определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требования части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1093 утверждено Положение «О подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее – Положение), действовавшее на момент вынесения оспариваемого постановления.

Согласно пункту 3 раздела I указанного Положения отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня: а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта; б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком; в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Алданского района Республики Саха (Якутия) во исполнение поручения прокуратуры Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, регулирующих вопросы соблюдения заказчиками требований по обеспечению открытости и прозрачности закупок (об исполнении контрактов), в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования «Алданский район» за период с 1 января 2018 года по 30 июля 2018 года по истечении сроков исполнения контрактов сведения об исполнении контрактов в единую информационную систему, отчеты по муниципальным контрактам направлены (опубликованы в информационной системе) с нарушением сроков размещения более чем на 2 рабочих дня. Обязанности контрактного управляющего по закупкам администрации муниципального образования «Алданский район» возложены на первого заместителя главы муниципального образования «Алданский район» ФИО1

Постановлением заместителя прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) ФИО3 от 29 августа 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1, материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

В ходе производства по делу административным органом установлено нарушение подпункта «б» пункта 3 Положения, а именно отчеты по следующим муниципальным контрактам размещены в срок, превышающий 7 рабочих дней со дня оплаты:

1) <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен контракт без номера от 4 июля 2017 года на устройство основания под спортивную площадку в п. Хатыстыр. Контракт расторгнут заказчиком решением <данные изъяты> от 25 июля 2018 года, отчет об исполнении размещен в ЕИС 14 ноября 2018 года;

2) <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен контракт <данные изъяты> от 25 января 2018 года на техническое присоединение к сетям центрального теплоснабжения. Контракт исполнен, что подтверждается актами от 31 января 2018 года, платежным поручением от 29 февраля 2018 года, однако отчет размещен в ЕИС только 3 августа 2018 года;

3) <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен контракт № <данные изъяты> на проведение государственной экспертизы сметной стоимости по объекту «Выполнение работ по разработке ПСД на систему горячего водоснабжения в г. Алдан». Контракт исполнен, что подтверждается платежным поручением от 25 мая 2018 года, между тем отчет об исполнении размещен в ЕИС только 3 августа 2018 года;

4) <данные изъяты> и <данные изъяты> заключили контракт без номера от 13 июня 2018 года на строительство сооружений этно-культурного комплекса «Сэвэки». Контракт исполнен, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 19 июня 2018 года № 10 и № 37, справками о стоимости выполненных работ, счетом на оплату от 19 июня 2018 года № 60 и платежным поручением от 25 июня 2018 года № 4782. Отчет об исполнении размещен в ЕИС только 5 августа 2018 года;

5) <данные изъяты> и <данные изъяты> заключили контракт без номера от 13 июня 2018 года на устройство сидячих зрительных мест в этно-культурном комплексе «Сэвэки». Контракт исполнен, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 3 сентября 2018 года и платежным поручением от 19 октября 2018 года № 7893, между тем отчет об исполнении размещен в ЕИС только 15 ноября 2018 года.

В ходе рассмотрения дела заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ФИО2 пришел к выводу о необходимости переквалификации административного правонарушения с части 1.1 статьи 7.30 КоАП РФ на часть 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ФИО2 от 11 января 2019 года № 06-2/19А, оставленным без изменения решением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2019 года, первый заместитель главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2019 года решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2019 года оставлено без изменения, вместе с тем из мотивировочной части постановления должностного лица и решения судьи районного суда исключено указание на виновность первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 в не размещении информации о расторжении контракта от 4 июля 2017 года, заключенного с ООО «Амур» на устройство основания под спортивную площадку в п. Хатыстры, а также об исполнении контракта, заключенного с ООО Дизайн-студия «Уран» от 13 июня 2018 года на устройство сидячих зрительных мест в этно-культурном комплексе «Сэвэки», в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. В остальной части решение судьи районного суда оставлено без изменения.

Выводы судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) являются верными, оснований не согласится с ними, не имеется.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 27-33); письмом главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2018 года № 01-2111 (л.д. 36-40); распоряжением главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2016 года № 190рл (л.д. 41-44); распоряжением главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 11 января 2018 года № 5рл (л.д. 45); объяснением ФИО1 от 29 августа 2018 года (л.д. 46-48); должностной инструкцией (л.д. 49-53) и иными материалами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Действия первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 правильно квалифицированы по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что первый заместитель главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, тем самым нарушено его право на судебную защиту, не могут повлечь отмену либо изменение состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

Согласно определению заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 декабря 2018 года рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 назначено на 15 часов 30 минут 11 января 2019 года (л.д. 118).

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 извещался административным органом посредством направления телеграммы по месту его жительства: <адрес> Согласно уведомлению, поступившему в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), 27 декабря 2018 года указанная телеграмма вручена лично ФИО1 (л.д. 119).

Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела об административном правонарушении у должностного лица административного органа имелись сведения о личном извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело обоснованно рассмотрено должностным лицом в отсутствие ФИО1, что соответствует требованиям части 2 статьи 25.1 КоАП РФ. Оснований сомневаться в надлежащем извещении ФИО1 у должностного лица не имелось.

Ссылка заявителя жалобы на то, что в период с 21 декабря 2018 года по 8 января 2019 года ФИО1 находился за пределами Республики Саха (Якутия), в связи с чем телеграмму он не получал, что подтверждается копиями электронных билетов, справкой авиакомпании, посадочным талоном, а также письмом начальника ОСП Нерюнгринский почтамт УФПС Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2019 года № 11.3.18.2.1-04/256, не может повлечь отмену либо изменение состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов, поскольку указанные доказательства вызывают сомнения.

Согласно уведомлению (л.д. 119) ФИО1 телеграмму получил лично, что подтверждено мастером по обслуживанию абонентов ФИО4, при этом, опровергая данный факт, ФИО1 представил ответ на обращение от 15 августа 2019 года № 11.3.18.2.1-04/256 за подписью начальника Нерюнгринского почтамта ФИО5, согласно которому со слов начальника ОПС (без фамилии) почтальон передал телеграмму секретарю Администрации г. Алдан без предоставления доверенности от ФИО1 Данные утверждения вызывают сомнения в их достоверности, поскольку лично почтальон не опрашивался, у мастера по обслуживанию абонентов ФИО4 также не выяснялись обстоятельства вручения телеграммы. Источник информации, имеющейся у начальника ОПС (без фамилии) в августе 2019 года об обстоятельствах вручения телеграммы в декабре 2018 года, не указан, равно как и отсутствуют сведения о том, проводилась ли по обращению ФИО1 проверка и ее результаты.

Вывод должностного лица и судей Верховного Суда Республики Саха (Якутия) и Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является правильным, с ним следует согласиться.

Кроме того, довод о том, что ФИО1 отсутствовал с 21 декабря 2018 года по 8 января 2019 года в месте своего проживания по причине выезда в г. Новосибирск, не может быть положен в основу отмены постановления должностного лица и судебных актов в связи с тем, что безусловных доказательств вылета 21 декабря 2018 года и возвращения 8 января 2019 года не имеется, поскольку билет в г. Новосибирск приобретен 17 ноября 2018 года с вылетом 21 декабря 2018 года, а билет в г. Якутск на 8 января 2019 года приобретен 2 января 2019 года.

Неявка первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 не повлияла на всесторонность и полноту установления фактических обстоятельств правонарушения, поскольку собранные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу и признания ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения. Право ФИО1 на защиту не нарушено. Каких-либо ограничений для реализации ФИО1 своих процессуальных прав на участие в рассмотрении дела не установлено.

Довод заявителя жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела деяние, совершенное первым заместителем главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1, неправомерно переквалифицировано с части 1.1 статьи 7.30 КоАП РФ на часть 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ неуполномоченным на то должностным лицом, является несостоятельным и основан на неверном толковании норм права. Указанный довод являлся предметом рассмотрения судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) и получил надлежащую правовую оценку в решении от 3 сентября 2019 года, с которой следует согласиться.

Учитывая, что составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 и частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, при этом санкция части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция части 1.1 данной статьи, деяние, совершенное первым заместителем главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1, правомерно переквалифицировано должностным лицом, вынесшим постановление, с части 1.1 статьи 7.30 КоАП РФ на часть 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что первый заместитель главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, опровергаются установленными в ходе производства по делу обстоятельствами и материалами дела, в частности письмом главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2018 года № 01-2111 (л.д. 36-40), распоряжением главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2016 года № 190рл (л.д. 41-44), а также объяснением самого ФИО1 от 29 августа 2018 года (л.д. 46-48).

Ссылка заявителя жалобы на то, что дополнительные обязанности не были внесены в должностную инструкцию ФИО1, не может повлиять на законность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов, поскольку исполнение обязанностей контрактного управляющего возложены на первого заместителя главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 распоряжением главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2016 года № 190рл.

В объяснении от 29 августа 2018 года ФИО1 собственноручно указал «с распоряжением главы администрации от 28.09.2016 № 190рл ознакамливался до заключения данных контрактов» и поставил свою подпись (л.д. 48).

Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.

Наказание первому заместителю Главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 назначено в пределах санкции части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ. Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ФИО2 от 11 января 2019 года № 06-2/19А, решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – первого заместителя Главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 оставить без изменения, жалобу первого заместителя Главы администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 без удовлетворения.

Заместитель председателя А.П. Дорохов