ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2388-2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 апреля 2022 года г. Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу главы администрации городского поселения города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 по Туймазинскому району и городу Туймазы Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года, вынесенные в отношении администрации городского поселения города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 по Туймазинскому району и городу Туймазы Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года, администрация городского поселения города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее – администрация городского поселения) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа, назначенного с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации городского поселения города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ФИО1 просит отменить вынесенные по настоящему делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации городского поседения к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно статье 31 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст введен в действие ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2019), которым в числе прочего предусмотрено (пункт 7.2.6), что при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла допускается движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов) при одновременном выполнении следующих условий:
- суммарная интенсивность транспортных средств, поворачивающих в одно направление, не более 120 ед./ч, а интенсивность движения пешеходов не более 600 пеш./ч;
- применение информационных световых секций по 7.4.12 для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает с режимом бело-лунного мигания с частотой по 7.5.3.
Из материалов дела следует, что 25 августа 2021 года в 16 часов 30 минут в ходе осуществления надзора за состоянием автодорог (улиц) выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), в границах городского поселения г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на перекрестках со светофорным регулированием, а именно:
- на пересечение ФИО2 - 70 лет Октября;
- на пересечение улиц Ленина – Суворова;
- на пересечение улиц Советская - Больничная;
- на пересечение улиц Горького - Пушкина;
- на пересечение улиц Горького - Гафурова;
- на пересечение улиц Горького - Комарова;
- на пересечение улиц Горького - Мичурина;
- на пересечение улиц Чапаево - Мичурина;
- на пересечение улиц Чапаево - Южная;
- на пересечение улиц Чехова - Луначарского;
- на пересечение улиц Салавата - Юлаева - мкр. Чулпан (ул. Весенняя);
- на пересечение улиц Мичурина - Островского;
- на пересечение улиц Островского - Комарова;
- на пересечение улиц проспект Ленина - Комарова;
- на пересечение улиц Комарова - Чапаева;
- на примыкание к автовокзалу улицы 70 лет Октября;
- на пересечение улиц 70 лет Октября - проспект Ленина;
- на пересечение улиц 70 лет Октября – Островского отсутствуют информационно световые секции для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает с режимом бело-лунного мигания, что является нарушением требований пункта 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Туймазинскому району Республики Башкортостан протокола об административном правонарушении в отношении администрации городского поселения и привлечения названного лица 13 октября 2021 года мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения администрацией городского поселения указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом 02 АП № 397578 об административном правонарушении от 27 августа 2021 года (том 1 л.д.2-7); актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда № 349 от 25 августа 2021 года (том 1 л.д.11); фототаблицей (том 1 л.д. 12-34); рапортом инспектора ГИБДД ФИО10. (том 1 л.д. 41) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация городского поселения, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Администрации городского поселения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность постановления о назначении администрации городского поселения административного наказания в полном объеме проверены судьёй межрайонного суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы защитника администрации городского поселения были проверены и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Доводы жалобы заявителя о том, что мировым судьей не проверено в полной мере условие, предусмотренное пунктом 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019, а именно «суммарная интенсивность транспортных средств, вворачивающих в одно направление, не более 120 ед./ч, а интенсивность движения пешеходов не более 600 пеш./ч» не заслуживающими внимания.
Из представленной фототаблицы следует, что движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов) регулируется одной фазой светофорного цикла. При этом участок проезжей части дороги, предназначенный для её перехода пешеходами, обозначены дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 и разметкой 1.14.1 и 1.14.2.
Следовательно, администрация городского поселения определила возможность перехода пешеходами проезжей части дороги на которую поворачивает транспортное средство, двигающиеся на разрешающий сигнал светофора, а потому администрация городского поселения обязана была выполнить требования пункта 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019, и применять информационные световые секции для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает с режимом бело-лунного мигания с частотой по 7.5.3.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения администрации городского поселения к административной ответственности сомнений не вызывает.
Следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебных актов.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины администрации городского поселения в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении администрации городского поселения к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации городского поселения в размере ниже низшего размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка № 7 по Туймазинскому району и городу Туймазы Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года, вынесенные в отношении администрации городского поселения города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главы администрации городского поселения города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ФИО1 - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Постановление19.05.2022