ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2395/20 от 09.07.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2395/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 9 июля 2020 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа руководителя Саутиной В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 2 от 10 декабря 2019 г. и решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 февраля 2020 г., вынесенные в отношении Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 2 от 10 декабря 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 февраля 2020 г., Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее – ДС и ЖКХ НАО) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ДС и ЖКХ НАО руководитель Саутина В.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на нарушение порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, выразившемся в проведении органом государственного контроля (надзора) проверки с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требований к организации и проведению проверок.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа вышеуказанные требования закона выполнены не были.

Так, административная ответственность по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

Судебными инстанциями установлено, что на основании распоряжения начальника Госстройжилнадзора НАО от 7 октября 2019 г. -жк в отношении Департамента назначена плановая документарная проверка. В связи с тем, что в распоряжении Инспекции отсутствовали сведения и документы, позволяющие оценить соблюдение юридическим лицом обязательных требований, согласно предмета проверки, в адрес Департамента были направлены запросы от 09.10.2019 г. о предоставлении в срок до 23.10.2019 г. сведений и документов (запрос направлен в письменной форме по адресу фактического осуществления деятельности Департамента: <адрес> вручен адресату 09.10.2019 г., о чем имеется подтверждающая роспись секретаря руководителя) и от 11.10.2019 (через систему электронного документооборота «ДЕЛО», в котором имеется резолюция руководителя Департамента от 14.10.2019 г. по исполнению указанного запроса в установленный срок).

В связи с непредставлением требуемых документов в установленный срок в адрес Департамента было направлено письмо Инспекции от 07.11.2019 г. о неполучении Инспекцией требуемых документов и повторно требовалось предоставить необходимые документы в срок не позднее 12 часов 11 ноября 2019 года.

Письмо Инспекции от 07.11.2019 г. получено Департаментом 07.11.2019 г., по состоянию на 17 часов 30 минут 11.11.2019 г., окончание срока проведения проверки, в адрес Госстройжилнадзора НАО документов, сведений и информации, согласно пункту 13 распоряжения от 07.10.2019 г. не поступило, что не позволило провести плановую документарную проверку.

Из материалов дела усматривается, что вмененное ДС и ЖКХ НАО правонарушение выявлено в ходе проведения должностными лицами Государственной инспекции строительного и жилищного надзора плановой документарной проверки. Вместе с тем, доводы юридического лица о законности проведения таковой, и, соответственно, наличии в бездействии Департамента состава вменяемого административного правонарушения, не проверены; выводы, изложенные в решении судьи, не мотивированы ссылками на соответствующие доказательства.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены решения судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 февраля 2020 г. и возвращении жалобы законного представителя ДС и ЖКХ НАО Саутиной В.В. на постановление мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 2 от 10 декабря 2019 г. в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 февраля 2020 г., вынесенное в отношении Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Жалобу законного представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа Саутиной В.В. на постановление мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 2 от 10 декабря 2019 г. возвратить в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа на новое рассмотрение.

Судья Третьего кассационного суда

общей юрисдикции Е.А. Широкова