ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2397/2023 от 23.10.2023 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-2397/2023

г. Пятигорск

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу председателя контрольно-счетного органа Минераловодского городского округа Ф.В,М. на вступившее в законную силу решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09 июня 2023 года, вынесенное в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка №3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 2023 года (с учетом определения от 03 апреля 2023 года о внесении описки) муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа (далее – МБУК «ЦКС» МГО, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, что составляет 5% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09 июня 2023 года постановление мирового судьи судебного участка №3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 2023 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, председатель контрольно-счетного органа Минераловодского городского округа Ф.В,М., направивший дело на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09 июня 2023 года, вынесенным в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности.

Учреждение уведомлено в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанный судебный акт, в установленный законом срок возражения не представило.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В главе 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся принципы бюджетного права Российской Федерации, представляющие собой элементы целостной и единой системы закрепленных в источниках права основополагающих принципов российского права.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации основана в том числе на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации, равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости), адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из материалов дела следует, что при проведении контрольного мероприятия «Контроль реализации результатов контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности (результативности и экономности) использования средств бюджета Минераловодского городского округа за 2020 год МБУК «ЦКС» МГО, проведенного контрольно-счетным органом Минераловодского городского округа в 2021 году на объектах: Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа Минераловодского городского округа Ставропольского края; МБУК «ЦКС» МГО 25 октября 2022 года было выявлено нецелевое использование средств местного бюджета.

Так, между Комитетом по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и МБУК «ЦКС» МГО заключено соглашение №7/22 от 27 декабря 2021 года о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - соглашение) (т.1, л.д. 50-51). Предметом соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем (Комитетом по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края) Учреждению (МБУК «ЦКС» МГО) субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в 2022 году в размере <данные изъяты> рубля.

В ходе проверки было установлено, что МБУК «ЦКС» МГО в 2022 году произведено расходование субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания в 2022 году, на оказание услуг, отсутствующих в муниципальном задании - на оплату кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на 01 января 2022 года, в сумме <данные изъяты> руб. (за услуги связи – <данные изъяты> руб., за поставку электроэнергии – <данные изъяты> руб., за приобретение горюче-смазочных материалов – <данные изъяты>., за услуги по уборке помещений – <данные изъяты> руб., за услуги по поставке газа – <данные изъяты> руб.).

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту инспектором контрольно-счетного органа Минераловодского городского округа в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 22023 года учреждение привлечено к административной ответственности, установленной названной нормой.

Признавая учреждение виновным в совершении данного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что учреждением в нарушение положений статей 28, 38, части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 (абзац 12) Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2022 году в размере <данные изъяты> руб., которые направлены на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся по итогам выполнения муниципального задания в 2021 году.

Вместе с тем судья городского суда, рассмотрев жалобу, поданную защитником учреждения на постановление мирового судьи от 07 марта 2023 года, решением от 09 июня 2023 года указанный акт отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Принимая указанное решение, судья городского суда исходил из следующего.

В силу пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном местной администрацией.

В соответствии с частью 7 статьи 4 Решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края № 135 от 17.12.2021 «О бюджете Минераловодского городского округа Ставропольского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее Решение № 135 от 17 декабря 2021года) приоритетными расходами местного бюджета являются расходы, направленные на оплату, в том числе, коммунальных услуг и услуг связи, горюче-смазочных материалов (п.п. 7.5-7.6). Предоставление субсидий муниципальным бюджетным учреждениям Минераловодского городского округа Ставропольского края на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в части расходов, указанных в пунктах 7.1-7.8.

Пунктом 7.14 Решения № 135 от 17 декабря 2021 года предписано главным распорядителям средств местного бюджета обеспечить направление средств местного бюджета на финансовое обеспечение расходов, указанных в части 7 настоящей статьи, в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов в первоочередном порядке в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных обязательств на исполнение публичных нормативных обязательств.

Статьей 5 Решения № 135 от 17 декабря 2021 года установлено, что финансовое обеспечение бюджетных обязательств, принятых в установленном порядке главными распорядителями средств местного бюджета и казенными учреждениями Минераловодского городского округа Ставропольского края, и неисполненных по состоянию на 01 января 2022 года, осуществляется в первоочередном порядке в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в установленном порядке соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета.

В соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета, утвержденной Решением, главным распорядителем средств местного бюджета в отношении учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры является Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее-Комитет), который одновременно является и учредителем в отношении подведомственных бюджетных учреждений (приложение 5-6 к Решению).

С учетом приведенных норм судьей городского суда установлено, что кредиторская задолженность МБУК «ЦКС» МГО, сложившаяся по состоянию на 01 января 2022 года в сумме <данные изъяты> руб., образовалась в результате оплаты в 2021 году расходов на содержание имущества, в том числе, на оплату коммунальных услуг, услуг связи, ГСМ, не в полном объеме в связи с отсутствием фактически выставленных счетов – фактур за декабрь 2021 года. Данные счета фактуры предоставлены поставщиками соответствующих услуг в первой половине января 2022 года.

Кредиторская задолженность учреждения по состоянию на 01 января 2022 года отражена в годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год (форма 0503730) за счет субсидии на выполнение муниципального задания: по доходам, как дебиторская задолженность Комитета по культуре перед учреждением по предоставлению субсидии на выполнение муниципального задания, по расходам, как кредиторская задолженность перед поставщиками услуг (работ). Данная кредиторская задолженность отражена в форме годовой бухгалтерской отчетности 0503769 и включает в себя оплату: услуг по коммунальным услугам, услуг связи, услуг по содержанию имущества, приобретения материальных запасов.

В рамках реализации Решения № 135 от 17 декабря 2021 года Комитет в 2022 году в целях погашения принятых и неисполненных по состоянию на 01 января 2022 года обязательств перечислил МБУК «ЦКС» МГО субсидии на выполнение муниципального задания в сумме 564 035,37 рублей, в связи с чем, согласно выводам судьи городского суда, обстоятельства нарушения МБУК «ЦКС» МГО требований статей 28, 38, части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем такие выводы судьи городского суда не учитывают следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Минераловодского городского округа Ставропольского края, утвержденного постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 18 июня 2021 года №1229, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, затрат, связанных с выполнением работ с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных муниципальному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Из представленного МБУК «ЦКС» МГО расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2022 года, следует, что погашение кредиторской задолженности 2021 года за счет средств субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на 2022 года не предусмотрено.

Кроме того, изменение в размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в 2022 году было внесено дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, объем субсидий увеличен на <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. – на погашение кредиторской задолженности МБУК «ЦКС» МГО.

В соответствии с пунктом 2.2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ учредитель вправе изменять размер предоставляемой субсидии в течение срока выполнения муниципального задания в случае внесения соответствующих изменений в муниципальное задание.

Вместе с тем оплата кредиторской задолженности 2021 года не была предусмотрена в муниципальном задании на 2022 год МБУ «ЦКС» МГО, изменения в муниципальное задание внесены не были. Для подтверждения правомерности оплаты в соглашение от ДД.ММ.ГГГГ изменения также не внесены.

Также следует отметить, что План финансово-хозяйственной деятельности МБУК «ЦКС» МГО на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утвержден председателем Комитета по культуре администрации Минераловодского городского округа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 12 Требований по составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, изменение показателей Плана в течение текущего финансового года должно осуществляться в том числе в связи с увеличением выплат по неисполненным обязательствам прошлых лет, не включенных в показатели Плана при его составлении.

В силу пункта 14 вышеназванных Требований внесение изменений в показатели Плана формируется путем внесения изменений в соответствующие обоснования (расчеты) плановых поступлений и выплат, сформированных при составлении Плана.

В План финансово-хозяйственной деятельности МБУК «ЦКС» МГО на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения на основании обоснований (расчетом) плановых показателей выплат, сформированных на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на погашение кредиторской задолженности за 2021 год в сумме <данные изъяты> руб.

Согласно пункту 17 Требований обоснования (расчеты) плановых показателей выплат формируются на основании расчетов соответствующих расходов с учетом произведенных на начало года предварительных платежей (авансов) по договорам (контрактам, соглашениям), сумм излишне взысканных налогов, пени, штрафом, а также принятых и неисполненных на начало года финансовых обязательств.

Оплата принятых и не исполненных на начало финансового года обязательств отчетного периода осуществляется в текущем финансовом году в соответствии с показателями, предусмотренными Планом. Оплата кредиторской задолженности за 2021 года произведена в январе 2022 года, без внесения изменений в муниципальное задание и в План финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также без сформированных обоснований (расчетов) плановых показателей выплат текущего 2022 года, что не соответствует целям и условиям получения субсидии, определенным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка судьи городского суда на решение Совета депутатов Минераловодского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Минераловодского городского округа <адрес> на 2022 года и плановый период 2023 и 2024 годов» в данном случае не обоснована, поскольку частью 7 статьи 5 названного нормативного правового акта установлено, что финансовое обеспечение бюджетных обязательств, принятых в установленном порядке главными распорядителями средств местного бюджета и казенными учреждениями Минераловодского городского округа <адрес>, и неисполненных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в первоочередном порядке в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в установленном порядке соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета.

Вместе с тем в силу пункта 1.8 устава, утвержденного приказом Комитета по культуре администрации Минераловодского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, МБУК «ЦКС» МГО является некоммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

При изложенных обстоятельствах оснований для вывода об отсутствии состава административного правонарушения у судьи городского суда не имелось.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, выразились в нецелевом использовании названным учреждением бюджетных средств, имевшем место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

На момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

С учетом изложенного, решение судьи Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Минераловодский городской суд <адрес>.

Судья

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова

Справка:

судья городского суда Шаталова И.А.