ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N16-2406/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 18 апреля 2022 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Лето на Оке" Жучкова Д.Н. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Калужской области от 31 мая 2021 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 29 июля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лето на Оке" (далее - ООО "Лето на Оке", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Калужской области от 31 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 29 июля 2021 года, ООО "Лето на Оке" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Жучков Д.Н. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела 21 мая 2021 года в 18 час. 53 мин. на реке Оке в 400 метрах ниже по течению от автодорожного моста у д.Пучково г.Калуги, в границах нерестового участка "река Ока: от нового моста (деревня Пучково) 500 м вверх и до устья реки Калужка", выявлен факт осуществления движения прогулочного плавательного судна (теплохода) с наименованием "Иван Ципулин".
Установлено, что эксплуатацию судна (теплохода) "Иван Ципулин" осуществляет ООО "Лето на Оке", которым согласование деятельности с Московско-Окским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству не проводилось.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние ООО "Лето на Оке" правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами власти, юридическими лицами и гражданами обязательных нормативных требований в области рыболовства и сохранения биоресурсов в Российской Федерации уполномоченными государственными органами осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) (глава 5.1 Федерального закона N 166-ФЗ).
Требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности регламентируются статьей 50 Федерального закона N 166-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 50 названного закона при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно части 2 данной статьи указанная в части 1 названной статьи деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).
Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при осуществлении деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380.
Пункт 1 Постановления Правительства N 380 называет перечень видов деятельности, при осуществлении которой должны приниматься меры по сохранению биологических ресурсов и среды их обитания, в частности, к ним относится осуществление деятельности (планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил юридические и физические лица для согласования осуществления иной деятельности (помимо строительства и реконструкции объектов капитального строительства) представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, к которой прилагаются программы планируемых работ, обосновывающие осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Из приведенных положений законодательства следует, что в случае, если физическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также юридическое лицо любой организационно-правовой формы осуществляют деятельность, связанную с использованием водных биологических ресурсов, к которым относятся рыбы, водоросли и другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, они обязаны согласовать такую деятельность с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальным органом).
Положениями абзаца 9 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
Заявителем жалобы не отрицалось и это подтверждено материалами дела, что ООО "Лето на Оке" осуществляет эксплуатацию прогулочного плавательного судна (теплохода) "Иван Ципулин".
Движение плавательных средств в период нереста и в границах мест массового нереста оказывает отрицательное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Река Ока является водоемом рыбохозяйственного значения высшей категории.
Указанное свидетельствует о том, что деятельность общества оказывает прямое или косвенное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, следовательно, общество, являясь коммерческой организацией, обязано получить согласование на осуществление такой деятельности, что сделано не было.
Ссылка защитника общества на распоряжение Росморречфлота от 22 декабря 2020 года N АП-605-р "Об установлении категорий внутренних водных путей, определяющих для участков внутренних водных путей габариты судовых ходов и навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, перечень судовых ходов, а также сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2021 года" является несостоятельной, поскольку данное распоряжение принято в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации для обеспечения безопасности судоходства и его нормального и бесперебойного осуществления на требуемых участках внутренних водных путей и не регулирует отношения, связанные с экологической безопасностью планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанцией, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Лето на Оке" к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО "Лето на Оке" с учетом санкции части 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц и положений статей 3.1,3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Калужской области от 31 мая 2021 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 29 июля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лето на Оке" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Жучкова Д.Н. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова