ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2422/2021 от 23.04.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № 16-2422/2021

город Краснодар 23 апреля 2021 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу начальника отдела МВД России по Октябрьскому району Волгоградской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 ноября 2020 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 ноября 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 года указанное постановление изменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник отдела МВД России по Октябрьскому району Волгоградской области ФИО1 просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными.

ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные акты, в установленный срок возражения не представил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности) мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Как следует из протокола об административном правонарушении, 10 ноября 2020 года в 17 часов 00 минут по адресу: <адрес>, ФИО2 выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте, тем самым нарушил общественный порядок. На неоднократные требования прекратить противоправные действия не реагировал.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, судья районного суда пришел к выводу о том, что невозможно однозначно сделать вывод о виновности ФИО2 в совершении мелкого хулиганства, связанного с нарушением общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, сопровождавшимся нецензурной бранью в общественных местах, что исключает событие административного правонарушения.

Судья областного суда, соглашаясь с выводами судьи районного суда относительно прекращения производства по делу, указал в качестве основания отсутствие состава административного правонарушения ввиду следующего.

Материалы дела об административном правонарушении содержат оригинал протокола об административном правонарушении (л.д. 4), а также копию протокола, врученную ФИО2 (л.д. 19).

Согласно данным, содержащимся в копии протокола об административном правонарушении от 11 ноября 2020 года серии АЕ-34 № 814945 административное правонарушение совершено ФИО2 11 октября 2020 года, при этом оригинал протокола об административном правонарушении от 11 ноября 2020 года серии АЕ-34 № 814945 в графе «время совершения административного правонарушения» содержит явное исправление на 10 ноября 2020 года, которого в представленной заявителем копии не имеется.

В соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 названного Кодекса).

При этом существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5).

Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 названного Кодекса).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 названного Кодекса).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 названного Кодекса).

В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности или в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но только лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.

Толкование положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица, иное означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения об извещении названного лица о необходимости явки в подразделение полиции для внесения изменений в указанный протокол, или иные данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении в части даты совершения им административного правонарушения были внесены в присутствии ФИО2

Указанное нарушение требований порядка привлечения лица к административной ответственности, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлось существенным и уже по данному основанию исключало привлечение ФИО2 к административной ответственности, в связи с чем, судья областного суда пришел к выводу о признании протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При таких обстоятельствах судья областного суда пришел к обоснованному выводу об изменении постановления суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Оснований не согласиться с изложенными выводами не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 ноября 2020 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Четвертого кассационного

суда общей юрисдикции В.В. Шелудько

Постановление01.06.2021