№ 16-2494/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 20 октября 2022 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Приморского краевого суда от 28 июня 2022 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Порт Козьмино» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.4 и частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года № 15-962/2021 ФИО1 общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Порт Козьмино» (далее – ООО «Транснефть-Порт Козьмино») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановлением государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года № 15-963/2021 ФИО1 ООО «Транснефть-Порт Козьмино» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Определением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 21 апреля 2022 года производства по жалобам ООО «Транснефть-Порт Козьмино» на постановления государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года № 15-962/2021 и № 15-963/2021 объединены в одно производство.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 21 апреля 2022 года постановления государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года № 15-962/2021 и № 15-963/2021 изменены в части назначенного наказания, назначено наказание по правилам части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Приморского краевого суда от 28 июня 2022 года постановления государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года № 15-962/2021 и № 15-963/2021 отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ прекращено на основании статьи 2.9 кодекса в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявлено устное замечание.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 4 статьи 30.12 КоАП РФ, государственный инспектор Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения судьи краевого суда, указывая на неверное определение обстоятельств, имеющих правовое значение по делу, необоснованное применение положений статьи 2.9 КоАП РФ при наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям нарушением, подлежащим квалификации по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
ООО «Транснефть-Порт Козьмино» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещено о подаче данной жалобы, представило свои возражения, настаивая на законности выводов судьи Приморского краевого суда.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, поданных возражений, дополнительно представленных с кассационной жалобой документов (копии постановлений о назначении наказаний, ответ Росприроднадзора от 26 октября 2021 года № МК-05-01-31/36531 о государственной экологической экспертизе), прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно материалам дела, в соответствии с решением исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 сентября 2021 года № 882-КНД, решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 15 октября 2021 года № 959-КНД, решением о внесении изменений в решение о проведении плановой выездной проверки от 18 октября 2021 года № 971-КНД в период с 7 по 29 октября 2021 года в отношении ООО «Транснефть-Порт Козьмино» должностными лицами органа государственного надзора проведена плановая выездная проверка объектов негативного воздействия на окружающую среду:
«нефтебаза, площадка береговых и причальных сооружений и коридор коммуникаций от нефтебазы до береговых и причальных сооружений», № 05-0125- 000012-П, II категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска высокая;
-«магистральный нефтепровод Д-1200», № 05-0125-000014-JI, П категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска высокая.
Объект негативного воздействия на окружающую среду «Нефтебаза, площадка береговых и причальных сооружений и коридор коммуникаций от нефтебазы до береговых; и причальных сооружений» расположен в водоохранной зоне бухты Козьмино залива Находка Японского моря и включает в себя:
- нефтебазу емкостью резервуарного парка 600 000 м3 (строительный номинал);
- береговые и причальные сооружения с двумя узлами учета нефти (СИКН) и нефтепирсом для приема танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.
Нефтебаза обеспечивает прием нефти с площадки приема нефти ООО «Транснефть-Порт Козьмино», поступающей из нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Океан» второй очереди (BCTO-II), в резервуарный парк для формирования танкерных партий и самотечную подачу на нефтеналивные суда у причальных сооружений для отгрузки нефти на экспорт. Транспортировка нефти от резервуарного парка на причальные сооружения выполняется по технологическому нефтепроводу.
29 июня 2017 года ООО «Транснефть-Порт Козьмино» получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение», утвержденное приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 30 июня 2017 года № 190, согласно которому проводятся работы по техническому перевооружению причального комплекса. Срок действия указанного заключения - 2 года.
В соответствии с актами от 13 августа 2018 года № 06-2018 (форма КС-11) и от 1 сентября 2018 года № 7-2018 (форма КС-14) объект «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение» введен в эксплуатацию.
Вместе с тем заключение органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора на ввод в эксплуатацию указанного объекта реконструкции ООО «Транснефть-Порт Козьмино» не получило.
7 октября 2021 года произведен осмотр территории объекта негативного воздействия на окружающую среду ООО «Транснефть - Порт Козьмино»: «Нефтебаза, площадка береговых и причальных сооружений и коридор коммуникаций от нефтебазы до береговых и причальных сооружений», № 05-0125-000012-П, о чем составлен протокол осмотра № 882-КНД.
В ходе осмотра территории зафиксировано ее захламление строительными отходами в виде стекловаты и полиэтиленовых пакетов.
Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю отобраны пробы отходов, о чем составлен акт отбора проб отходов от 7 октября 2021 года № 43Н-ОТК.
В соответствии с экспертным заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний на основании данных протокола испытаний (приложение к протоколу № 21-ОТК от 25.10.2021г.) филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю определен морфологический состав отходов: лом бетона - 61%, строительный мусор - 27%, пластиковые изделия, потерявшие потребительские свойства - 5%, стекловата - 5%, пенопласт -1%, монтажная пена -1%.
Выявленные нарушения отражены в акте плановой выездной проверки от 29 октября 2021 года № 882-КНД и явились основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 и части 1 статьи 8.4 КоАП РФ с назначением административных наказаний по каждой из указанных норм в размере 100 000 рублей.
Судьей Находкинского городского суда Приморского края признано законным назначение одного наказания по правилам части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.
Судьей Приморского краевого суда совершенное ООО «Транснефть-Порт Козьмино» правонарушение, квалифицированное по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, признано малозначительным, производство по делу прекращено на основании статьи 2.9 кодекса.
Проверяя обоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, судья Приморского краевого суда пришел к выводу об отсутствии к тому законных оснований, указав, что в соответствии с взаимосвязанными положениями статьи 51, пункта 3 части 5 статьи 54 и пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение органа федерального государственного экологического надзора требуется при наличии двух составляющих:
- в эксплуатацию вводится объект капитального строительства (либо его реконструкция);
- строительство, реконструкция данного объекта осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств тому, что расположенный в водоохранной зоне бухты Козьмино залива Находка Японского моря причальный комплекс был подвергнут реконструкции, а были проведены работы лишь по его техническому перевооружению, судьей Приморского краевого суда сделан вывод об отсутствии обязанности ООО «Транснефть-Порт Козьмино» получать положительное заключение государственной экологической экспертизы и следовательно, недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о назначении наказания по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Оспаривая правильность приведенных выше выводов, государственный инспектор Росприроднадзора, вынесшая постановления по делу, в своей жалобе обоснованно указывает на то, что судьей Приморского краевого суда оставлены без внимания и оценки положения Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон об экологической экспертизе), регулирующие спорные правоотношения.
Так, согласно подпункту 7 статьи 11 Закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, среди прочего, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон о внутренних морских водах и территориальном море).
Закон о внутренних морских водах и территориальном море признает государственную экологическую экспертизу обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (пункт 1 статьи 34). В связи с этим государственной экологической экспертизе подлежат документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность, в том числе во внутренних морских водах (пункт 2 статьи 34).
По смыслу закрепленных в подпункте 8 статьи 11 Закона об экологической экспертизе положений, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении объекта государственной экологической экспертизы, указанного в настоящей статье и ранее получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, такой объект вновь становится объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
По делу установлено и не оспаривалось ООО «Транснефть-Порт Козьмино», что проектная документация объекта «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение», введенного в эксплуатацию в 2018 году, являлась объектом государственной экологической экспертизы, срок действия выданного заключения 2 года и к моменту проведенной в период с 7 по 29 октября 2021 года проверки истек.
В силу статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона об экологической экспертизе экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что ООО «Транснефть-Порт Козьмино» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, реализует проекты, связанные с техническим перевооружением расположенного в указанных водах причального сооружения, проектная документация которого была предметом экологической экспертизы, срок действия заключения которой истек, то вывод судьи Приморского краевого суда об отсутствии у названного юридического лица обязанности иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществляемую хозяйственную деятельность, является ошибочным.
Оставив без внимания и должной правовой оценки вышеприведенные взаимосвязанные положения Закона об экологической экспертизе и Закона о внутренних морских водах и территориальном море, судья Приморского краевого суда допустил неверное применение норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, что привело к неправильному разрешению дела по существу в суде второй инстанции.
Вступающим в противоречие с вынесенным 23 декабря 2021 года постановлением №15-962/2021 следует признать суждение судьи Приморского краевого суда о том, что ООО «Транснефть-Порт Козьмино» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ лишь за введение в эксплуатацию объекта реконструкции без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
Между тем как в протоколе по делу об административном правонарушении № 15-962/2021 от 14 декабря 2021 года, так и в постановлении с тем же номером от 23 декабря 2021 года, событие административного правонарушения, квалифицированного по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, описано применительно к ведению ООО «Транснефть-Порт Козьмино» всей хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Техническое перевооружение причального комплекса в отсутствие действующего положительного заключения описано должностным лицом административного органа как одна из составляющих хозяйственной деятельности юридического лица во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Указанные принципы судопроизводства по делу об административном правонарушении судьей Приморского краевого суда соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, выводы судьи второй инстанции о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица органа государственного надзора и решение судьи городского суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, послужившие основанием для прекращения производство по делу, являются преждевременными.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку решение судьи Приморского краевого суда от 28 июня 2022 года вынесено с существенными нарушениями процессуальных требований, принятый по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ и частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, судебный акт подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Приморский краевой суд.
В связи с установлением судьей кассационного суда оснований для отмены судебного акта от 28 июня 2022 года и направления дела на новое рассмотрение в Приморский краевой суд, доводы жалобы государственного инспектора о необоснованном прекращении производства по делу по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в связи с малозначительностью допущенных нарушений судьей кассационного суда не оцениваются, могут быть заявлены судье Приморского краевого суда при новом рассмотрении дела.
Считаю необходимым обратить внимание на следующее.
Материалы дел об административных правонарушениях № 12-210/2022 и № 12-211/2022, сформированных в Находкинском городском суде Приморского края по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ и по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, соответственно, и объединенные в одно производство судьей городского суда на основании определения от 21 апреля 2022 года, не содержат доказательств (надлежаще заверенных их копий), на которые при разрешении дела ссылались участники производства по делу и судьи обеих инстанций при принятии решений.
Так, отсутствует копия постановления государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года № 15-962/2021 ФИО1, принятого в отношении ООО «Транснефть-Порт Козьмино» по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ и являющегося предметом обжалования по настоящему делу, а также копия протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 кодекса.
Согласно запросам, имеющимся в материалах дела, судом первой инстанции в административном органе были истребованы дела об административных правонарушениях №№ 15-962/2021 и № 15-963/2021, которые были представлены в суд, но ни один из документов к материалам дела не приобщен.
Ссылаясь в судебных актах на протоколы осмотров, заключения экспертиз, акт проверки и прочие документы, судьи данные документы (их надлежаще заверенные копии) к материалам судебных дел не приобщили.
Вместе с тем обстоятельства по делу об административном правонарушении устанавливаются посредством доказательств, перечень которых определен статьей 26.2 КоАП РФ.
Выполнение установленных кодексом задач должно быть обеспечено на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Отсутствие в сформированных судами делах документов, на которые как на доказательства ссылались стороны и судьи при разрешении дела, которые получили оценку в судебных актах, делает невозможным признать такие судебные акты обоснованными, а описанные в них обстоятельства – подтвержденными представленными доказательствами.
При новом рассмотрении дела судье Приморского краевого суда следует исследовать все собранные на предшествующих стадиях производства по делу доказательства в совокупности, приобщить их надлежаще заверенные копии к материалам дела, установить на их основе обстоятельства дела и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение по обеим составам вмененных в вину ООО «Транснефть-Порт Козьмино» административных правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
жалобу государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Приморского краевого суда от 28 июня 2022 года в отношении ООО «Транснефть-Порт Козьмино» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.4 и частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Приморский краевой суд.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева