№16-2521/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 17 июня 2021 г.
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника Патракова Евгения Валерьевича, действующего в интересах муниципального казенного предприятия муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды от 30 декабря 2020 года № 07-162/2020, решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении муниципального казенного предприятия муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды – от 30 декабря 2020 года № 07-162/2020, оставленным без изменения решением судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2021 года, муниципальное казенное предприятие муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» (далее МКП МО г. Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания», юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Патраков Е.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти нефтепродуктов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №613 от 21.08.2000г., Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 7 Постановления Правительства Российской Федерации №240 от 15.04.2002г., Организации обязаны: немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации; При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.
Приложениями 4,8 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 г. № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», утверждена Схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС(Н). а также установлен срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды предприятием направляются сведения по форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа, согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе, которые могут привести к ЧС (н).
Как следует из материалов дела, в социальные сети Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступило обращение жителя города Нягань об обнаружении им ручья незаконных выбросов стоков.
На основании данного обращения 11.12.2020г. в 15 часов 20 минут, проведен осмотр территории указанной в обращении. В точках с географическими координатами: 62 10 17.0 СШ, 65 27 48.0 ВД (система координат WGS-84) в городских лесах МО г. Нягань обнаружен ручей черного цвета с характерным запахом сточных вод. В ходе осмотра ручья установлено, что источник расположен в точках с географическими координатами: 62 10 18.9 СШ, 65 27 34.7 ВД (система координат WGS-84) из коллектора канализационных сетей МО г.Нягань заросшего кустарниковой растительностью, в 10 метрах от частично разрушенного ограждения очистных сооружений (КОС-7000) г. Нягань эксплуатируемых МП МО г.Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания».
Стоки, вытекающие с канализационных сетей протекают в понижениях рельефа 370 метров образуя ручей. На всей протяженности ручья стоков и прилегающей территории ощущается сильный запах сточных вод. Сточные воды впадают (сбрасываются) в Озеро в водоохраной зоне реки Нягань-Юган, точка сброса стоков на Озере зафиксирована в географических координатах: 62 10 20.9 СШ, 65 27 56.9 ВД (система координат WGS-84). Лед растаявший, вода в Озере окрашена в черный цвет.
На основании возбужденных административных дел по ст. 8.1, ч.4 ст. 8.13, ч.21 ст. 8.42 КоАП РФ, МКП МО г. Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» от 17.12.2020 исх.№ б/н, сообщило, что аварийных ситуаций на канализационных сетях, идущих к очистным сооружениям, в период с 30.11.2020 г. по 11.12.2020 г. не возникало.
12.12.2020г. в производственно-диспетчерскую службу МКП МО г.Нягань «НРК» поступила заявка об утечке на канализационных сетях, идущих к очистным сооружениям КОС-7000. В связи с поступлением указанной заявки был организован обход канализационных сетей в целях выявления причины и места локализации утечки.
14.12.2020г. в результате обхода инженерных сетей причина утечки была обнаружена. В настоящее время производятся аварийно восстановительные работы с целью устранения утечки сточных вод.
Согласно отчета №36К от 01.12.2020г. о результатах производственного контроля очистных сооружений КОС (проектная мощность 7000 м /сут.) за ноябрь 2020 года среднемесячный показатель Нефтепродукты на входе 0,51 мг/дм3 на выходе 0,047 мг/дм3, а также по Железу на входе 2,28 мг/дм-5 на выходе 0,18 мг/дм3, Хлориды на входе 42 мг/дм3, на выходе 35 мг/дм, Фосфаты на входе 4,9 м мг/дм-5 на выходе 2,6 мг/дм3, Нефтепродукты на входе 0,51 мг/дм3 на выходе 0,047 мг/дм3, АПАВ на входе 3,21 мг/дм3 на выходе 0,15 мг/дм3, Фенолы на входе 0,038 мг/дм-5 на выходе 0,0026 мг/дм3, БПК5 на входе 217 мг/дм3 на выходе 6,4 мг/дм-5, ХПК на входе 463 мг/дм3 на выходе 15 мг/дм3.
Факт не сообщения о разливе сточных вод содержащих нефтепродукты в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений в течении 24 часов с момента обнаружения утечки (получения информации об утечке), ставшей известной обществу 12.12.2020 г., обязано было сообщить об указанном факте, до 13.12.2020 г.
Ответственность за данное деяние предусмотрена статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства, подтверждены собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия юридического лица верно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у учреждения не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых процессуальных актов, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно, своевременно выяснены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения и в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность МКП МО г. Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» в совершении данного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы защитника МКП МО г. Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» - Патракова Е.В. по существу представляют собой его субъективную оценку обстоятельств произошедшего, сводятся к выражению несогласия с оценкой, данной судебными инстанциями фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем указанные доводы не подлежат удовлетворению.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды от 30 декабря 2020 года № 07-162/2020, решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении муниципального казенного предприятия муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Патракова Евгения Валерьевича, действующего в интересах муниципального казенного предприятия муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева