ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2523/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 12 мая 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу защитника Кустовой Н.Н., действующей в интересах Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае №24/4-230-20-ППР/4 от 26 июня 2020г., решение судьи Бирилюсского районного суда Красноярского края от 6 октября 2020г., вынесенные в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО РЖД») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае №24/4-230-20-ППР/4 от 26 июня 2020г., оставленным без изменения решением судьи Бирилюсского районного суда Красноярского края от 6 октября 2020г., ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В жалобе защитник Кустова Н.Н. просит постановление и решения отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что: состав правонарушения отсутствовал; дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением подсудности; общество привлечено к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности; наказание назначено без учета положений ст.4.1 КоАП РФ, не учтено что общество были приняты меры к добровольному устранению нарушения, добровольно прекратило противоправное поведение. что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.6 ст.5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае №24/4-230-20-ППР/4 от 26 июня 2020г. ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.5.27 КоАП РФ за то, что в ходе проверки, проведенной в Ачинском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Красноярской дирекции управления движением – структурном подразделении Центральной дирекции управления движением - филиал ОАО «РЖД» (далее - Ачинский центр организации работы железнодорожных станций) установлено, что на поднадзорных Ачинской транспортной прокуратуре железнодорожных станциях, расположенных в сельской местности, а именно: Предметкино, Суслово, Аверьяновка, Каштан, Вагино, Критово, Зерцалы, Пригородный, Улуй, Чулымка, Сереж, Красная сопка, Глядень, Крутояр, Учум, Копьево, Шушь, Дубинино, Инголь, Новая Еловка, Таежная, Кытат, Суриково, Малая Кеть, Чайда, Большая Кеть, Пировская, Абалаково - трудовую деятельность осуществляют 206 женщин. Так, в соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Шарыповский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» от 18.03.2005 №14-3185 статусом сельского поселения наделено село Шушь, являющийся административным центром, который входит в состав Шушенского сельсовета.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований трудового законодательства, работникам (женщинам), осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности, устанавливалась продолжительность рабочего времени в неделю свыше 36 часов, а именно 40 часов.
Согласно табелю учета рабочего времени, в периоды с 01.09.2019 по 30.09.2019 и с 01.10.2019 по 31.10.2019. на железнодорожной станции Шушь, расположенной в селе Шушь, Шушенского сельсовета, Шарыповского района устанавливалась продолжительность рабочего времени в неделю свыше 36 часов, а именно 40 часов, в результате чего ФИО5 (дежурный по железнодорожной станции) за указанные периоды в сумме фактически выполнила 72 часа сверхурочной работы. ФИО6 (начальник железнодорожной станции) за указанные периоды в сумме фактически выполнила 76,8 часов сверхурочной работы.
В нарушение требований трудового законодательства, работникам (женщинам) железнодорожной станции Шушь устанавливалась продолжительность рабочей времени свыше 36 часов в неделю, а именно 40 часов, учет рабочего времени велся ненадлежащим образом, сверхурочная работа, в соответствии со статьей 152 ТК РФ, не учитывалась и не оплачивалась. Дополнительное время отдыха не предоставлялось.
Такие же нарушения требований трудового законодательства в части оплаты труда работников (женщин), работающих в сельской местности, выявлены и на остальных вышеуказанных железнодорожных станциях. B указанной сфере законодательства проведена проверка в Суриковской дистанции пути структурном подразделении Красноярской дирекции инфраструктуры - структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД» (далее Суриковская дистанция пути), в которой осуществляют трудовую деятельность 22 женщины.
Согласно статье 1 Закона Красноярского края «Об установлении границ и наделении Соответствующим статусом муниципального образования Бирилюсский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» от 28.01.2005 № 13-2896 статусом сельского поселения наделено село Суриково, являющийся административным центром, который входит в состав Суриковского сельсовета.
В ходе проверки выявлены аналогичные нарушения, в соответствии с которыми, в нарушение вышеуказанных требований трудового законодательства, работникам (женщинам). осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности, устанавливалась продолжительность рабочего времени в неделю свыше 36 часов, а именно 40 часов.
Согласно табелю учета рабочего времени за период с 01.09.2019 по 30.09.2019 на Суриковской дистанции пути, расположенной в селе Суриково, Суриковского сельсовета, Бирилюсского района, устанавливалась продолжительность рабочего времени в неделю свыше 36 часов, а именно 40 часов, в результате чего ФИО7 (инженер 1 категории) за указанный период фактически выполнила 12,8 часов сверхурочной работы, ФИО8 (кладовщик) за указанный период фактически выполнила 8 часов сверхурочной работы, ФИО21 (распределитель работ) за указанный период фактически выполнила 16,8 часов сверхурочной работы. ФИО9 (техник I категории) за указанный период фактически выполнила 16 часов сверхурочной работы, ФИО10 (ведущий экономист) за указанный период фактически выполнила 16,8 часов сверхурочной работы. В нарушение требований трудового законодательства, работникам (женщинам) Суриковской дистанции пути устанавливалась Продолжительность рабочей времени свыше 36 часов в неделю, а именно 40 часов. учет рабочего времени велся ненадлежащим образом, сверхурочная работа, в соответствии со статьей 152 ТК РФ, не учитывалась и не оплачивалась. дополнительное время отдыха не предоставлялось. Аналогичные нарушения выявлены и в отношении остальных работников Суриковской дистанции пути: ФИО19A., ФИО11, ФИО12г., ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20
Рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о законности привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности.
Вместе с тем, вынесенные по делу постановления законными признать нельзя по следующим основаниям.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно пп. «з» п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Как следует из материалов дела, административное правонарушение, совершение которого вменено обществу, совершено в форме бездействия, выявлено в ходе проверки, осуществленной в отношении Суриковской дистанции пути структурном подразделении Красноярской дирекции инфраструктуры - структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД» и в отношении Ачинского центра организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Красноярской дирекции управления движением – структурном подразделении Центральной дирекции управления движением - филиал ОАО «РЖД».
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 указанной статьи).
В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Суриковская дистанция пути и Ачинский центр организации работы железнодорожных станций на которых были выявлены нарушения требований трудового законодательства, не являются филиалами ОАО "РЖД".
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения ОАО "РЖД": г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2. Данный адрес, а также адреса филиалов указанных структурных подразделений, не относятся к юрисдикции Государственной инспекции труда в Красноярском крае.
Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности. Указанное нарушение не было устранено судьей районного суда при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
В силу п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Красноярском крае труда №24/4-230-20-ППР/4 от 26 июня 2020г., последующее решение судьи Бирилюсского районного суда Красноярского края от 6 октября 2020г подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дела, истек, производство по данному делу об административном правонарушении, в силу положений п.4 ч.2 ст.30.17 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Кустовой Н.Н. удовлетворить.
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае №24/4-230-20-ППР/4 от 26 июня 2020г., решение судьи Бирилюсского районного суда Красноярского края от 6 октября 2020г., вынесенные в отношении ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Д.А. Безденежных