ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2524/2022 от 21.04.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2524/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 21 апреля 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО УК «Доверие НК» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору от 31 августа 2021 г. № 116, решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 ноября 2021 г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 24 января 2022 г., вынесенные в отношении ООО УК «Доверие НК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору от 31 августа 2021 г. № 116 ООО УК «Доверие НК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 ноября 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 24 января 2022 г., постановление изменено путем снижения штрафа до 100 000 рублей.

В жалобе генеральный директор ООО УК «Доверие НК» ФИО1 просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно части 3 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении, в том числе, условия в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу п. 4.4.12 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» лестничные клетки, за исключением лестничных клеток типа Л2, лестничных клеток цокольных этажей (заглубленных более чем на 0,5 м), подвалов, подземных этажей и колосниковых лестничных клеток, как правило, должны иметь световые проемы с площадью остекления не менее 1,2 м2 с одним из габаритных размеров остекленной части не менее 0,6 м в наружных стенах на каждом этаже.

В соответствии с пп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Из материалов дела следует, что 16 августа 2021 г. при проведении выездного обследования мест общего пользования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, должностными лицами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новокузнецка и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренные ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4.12 СП 1.13130, пп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479, а именно: площадь оконных проемов лестничных клеток 1-3 подъездов между 1-5 этажами составляет менее 1.2 кв.м.; в третьем подъезде на лестничной площадке между 4 и 5 этажами пути эвакуации загромождены мебелью и предметами.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО УК «Доверие НК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность ООО УК «Доверие НК» подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом выездного обследования от 16 августа 2021 г., копией обращения ФИО4 о незаконной реконструкции в доме по пр. Строителей, 75 в г. Новокузнецке, фотоматериалом, рапортом инспектора по пожарному надзору, копией договора управления многоквартирным домом, представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что ООО УК «Доверие НК» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.

Обоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО УК «Доверие НК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает.

Действия ООО УК «Доверие НК» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии в деянии ООО УК «Доверие НК» состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что указанный выше многоквартирный дом был введен в эксплуатацию в соответствии с ранее действующими нормативными положениями, в связи с чем требования Федерального Закона № 123-ФЗ не применимы, являются необоснованными, отмену обжалуемых актов не влекут.

Из части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что после ввода указанного многоквартирного дома в эксплуатацию, оконные проемы лестничных клеток были заменены на оконные проемы меньшей площади – оконные проемы частично заложены кирпичом.

Оконные проемы лестничных клеток расположены на стене многоквартирного дома, следовательно, являются элементами строительной конструкции объекта капитального строительства.

Замена оконных проемов лестничных клеток, с точки зрения положений, предусмотренных пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, имеет признаки капитального ремонта объекта капитального строительства.

Таким образом, в рассматриваемом случае в соответствии с положениями части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» основания для применения ранее действовавших требований, отсутствуют.

Ссылка заявителя на то, что пути эвакуации в третьем подъезде на лестничной площадке между 4 и 5 этажами были загромождены собственниками и нанимателями жилых помещений, не опровергает обоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в совершении вмененного ему правонарушения, поскольку пути эвакуации расположены на лестничных площадках, которые являются частью общего имущества собственников многоквартирного дома, обязанность за надлежащее содержание которого в соответствии с п.п. 2.2.1, 3.1.1 Договора управления многоквартирным домом, возложена на ООО УК «Доверие НК» (л.д. 77-78).

Доводы жалобы, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не ставят под сомнение наличие в действиях ООО УК «Доверие НК» объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Обжалуемые акты являются мотивированными, вынесены с соблюдением положений ст. 29.10 КоАП РФ.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору от 31 августа 2021 г. № 116, решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 ноября 2021 г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 24 января 2022 г., вынесенные в отношении ООО УК «Доверие НК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО УК «Доверие НК» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Д.В. Недорезов