ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2536/20 от 10.02.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-36/2021 (16-2536/2020)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 10 февраля 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 102 судебного района города Артема Приморского края от 31 декабря 2019 года, решение судьи Артемовского городского суда Приморского края от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Артемовского городского округа ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 102 судебного района города Артема Приморского края от 31 декабря 2019 года заместитель главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Артемовского городского суда Приморского края от 15 мая 2020 года постановление мирового судьи судебного участка № 102 судебного района города Артема Приморского края от 31 декабря 2019 года оставлено без изменения, жалоба заместителя главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьёй 5.59 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).

В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлён при условиях, названных в части 2 этой статьи.

Из материалов дела следует, что 2 октября 2019 года в прокуратуру города Артема поступило заявление ФИО2 о неудовлетворительном состоянии территории парка, расположенного по адресу: <...>, которое в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, пунктом 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, направлено в администрацию Артемовского городского округа для рассмотрения по существу и получено адресатом 10 октября 2019 года.

18 октября 2019 года администрацией Артемовского городского округа ФИО2 дан ответ, подписанный заместителем главы администрации ФИО1, согласно которому заявление ФИО2 оставлено без рассмотрения, поскольку заявителем не подтверждены полномочия помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также отсутствует информация о том, что сведения запрашиваются для работы и в интересах депутата.

Указанный ответ подписан ФИО1, являющейся должностным лицом администрации Артемовского городского округа, что подтверждается должностной инструкцией заместителя главы администрации Артемовского городского округа, и лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, фактически направлен ФИО2 11 декабря 2019 года.

Таким образом, ФИО1 не обеспечила объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения ФИО2, чем нарушила требования статей 5, 9, 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, ответ по существу поставленных в обращении вопросов не дан.

Фактические обстоятельства совершённого правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 декабря 2019 года (л.д. 1-5); решением о проведении проверки от 9 декабря 2019 года № 368 (л.д. 6); заявлением ФИО2 от 26 ноября 2019 года (л.д. 8); отчётом о поступлении обращения ФИО2 (л.д. 12); сопроводительным письмом заместителя прокурора города Артема Пашаевой Л.А. от 4 октября 2019 года № 1р-2019/5780 (л.д. 13); обращением ФИО2 (л.д. 14); ответом заместителя главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 от 18 октября 2019 года (л.д. 15-16); ответом об отправке ответа на обращение ФИО2 от 11 декабря 2019 года (л.д. 17); распоряжением главы Артемовского городского округа Авдеева А.В. от 1 декабря 2016 года № 311ка-1 (л.д. 20); должностной инструкцией заместителя главы администрации Артемовского городского округа (л.д. 23-28) и иными материалами дела.

Все обстоятельства дела и представленные доказательства, которые в своей совокупности свидетельствуют о наличии вины заместителя главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 5.59 КоАП РФ, были всесторонне, полно и объективно исследованы при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия заместителя главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 правильно квалифицированы по статье 5.59 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 5.59 КоАП РФ, поскольку в соответствии с должностной инструкцией заместителя главы администрации Артемовского городского округа в её обязанности не входит организация работы по рассмотрению обращений граждан, подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно распоряжению от 1 декабря 2016 года № 311ка-1 ФИО1 с 1 декабря 2016 года занимает должность заместителя главы Артемовского городского округа.

В соответствии с пунктом 3.9 Положения о работе с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц в администрации Артемовского городского округа, утверждённого постановлением администрации Артемовского городского округа от 14 июня 2012 года № 1239-па в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, зарегистрированные и оформленные обращения передаются на рассмотрение главе Артемовского городского округа, первому заместителю главы администрации, заместителям главы администрации, в соответствии с распределением обязанностей, и руководителям органов администрации согласно их компетенции.

Пунктом 4.6 указанного Положения определено, что глава Артемовского городского округа, первый заместитель главы администрации, заместители главы администрации, руководители органов администрации, должностные лица при рассмотрении письменных обращений граждан, юридических лиц, в частности, обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, а также дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пунктах 5.1.1, пунктах 5.1.6 настоящего Положения.

Таким образом, рассмотрение письменных и устных обращений граждан, юридических лиц является прямой служебной обязанностью должностных лиц администрации Артемовского городского округа, в том числе заместителя главы администрации Артемовского городского округа.

Вопреки доводам жалобы заявление ФИО2, направленное в адрес администрации Артемовского городского округа, не является депутатским запросом, поскольку не содержит каких-либо признаков, позволяющих идентифицировать данное заявление как запрос депутата. При этом указание в заявлении занимаемой ФИО2 должности не свидетельствует о том, что заявитель обращается как помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации во исполнение поручения депутата Государственной Думы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ обращением гражданина признаётся направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Заявление ФИО2 соответствует указанным требованиям, подано от имени гражданина и должно быть рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.

Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях заместителя главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 5.59 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.

Административное наказание заместителю главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 назначено в пределах санкции статьи 5.59 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. Постановление мирового судьи вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 102 судебного района города Артема Приморского края от 31 декабря 2019 года, решение судьи Артемовского городского суда Приморского края от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Артемовского городского округа ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Судья Я.А. Римский