№ 16-2543/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 11 октября 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ПСК Квант» (далее – ООО «ПСК Квант») Курканина А.С. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды от 24 июля 2019 года, решение судьи Дзержинского районного суда г.Санкт-Петербурга от 20 ноября 2019 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ООО «ПСК Квант» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды от 24 июля 2019 года ООО «ПСК Квант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г.Санкт-Петербурга от 20 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05 ноября 2020 года, постановление старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды от 24 июля 2019 года изменено, административный штраф снижен до 200000 рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменений.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «ПСК Квант» Курканин А.С. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения и допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам и задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Как следует из материалов дела, Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга и губернатора Ленинградской области от 26.07.1996 N 103-р/89-рг "Об организации комплексного заказника "Гладышевский" (вместе с Положением о комплексном заказнике "Гладышевский") в бассейне реки Гладышевка на территории Выборгского района Ленинградской области и Курортного района Санкт-Петербурга организован комплексный заказник "Гладышевский" регионального значения на площади 8419 гектаров (Ленинградская область - 7654 гектара, Санкт-Петербург - 765 гектаров).
Пунктом 2 Распоряжения утверждено Положение о комплексном "заказнике "Гладышевский".
В соответствии с п. 9 Положения на территории заказника запрещаются, в том числе рубка леса главного пользования, загрязнение территории заказника хозяйственными, бытовыми и другими отходами.
В соответствии с п. 11 Положения движение на автомобилях и мотоциклах по заказнику должно осуществляться только по шоссейным дорогам и по подъездным дорогам к участкам землепользователей (собственников земли).
06 декабря 2018 года между ПАО «ЛЕНЭНЕРГО» и ООО «ПСК Квант» заключен договор подряда № 18-12697 на выполнение комплекса работ по реконструкции В Л 35-110 кВ в части расширения просек. В пункте 1.1. представленного договора указана реконструкция ВЛ 35-110 кВ, в том числе Приветнинская—1 и Приветнинская-2,3 на территории Заказника в части расширения просек 177,04 га. Общая площадь территории Заказника, на которой должна быть произведена рубка, в соответствии с проектной документацией к договору составляет 1,15 га.
20 марта 2019 года старшим государственным инспектором Санкт- Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга ФИО2 осуществлен осмотр территории государственного природного заказника регионального значения «Гладышевский» по адресу: территория заказника Гладышевский, участок 5, Санкт-Петербург, кадастровый номер земельного участка №, 16 и 25 кварталы Молодежного участкового лесничества.
В результате осмотра территории Заказника установлено, что на территории Заказника проводится рубка растительности, в т.ч. деревьев, связанная с расширением просеки под существующие ЛЭП ВЛ 35-110 кВ, (Приветнинская).
На территории Заказника обнаружены: лесовоз на базе автомобиля «УРАЛ» (гос. регистр, №), груженный свежеспиленными бревнами - 1 шт.; шоссейный лесовоз на базе автомобиля «VOLVO», пустой - 1 шт.; лесной погрузчик («Харвестер»), груженный свежеспиленными бревнами - 1 шт.; лесная техника «Форвадер» - 1 шт.; 2 жилых вагона-бытовки на базе автомобиля «КАМАЗ» (гос. регистр, знак №); автомобиль «УАЗ», типа «Буханка» (гос. регистр, знак №); авто дом - 1 шт.; штабеля свежеспиленных деревьев виде бревен; порубочные остатки; свежие пни. В момент обнаружения лесная техника («Харвестр», «Форвадер» и лесовоз на базе «УРАЛ») находились в работе.
По результатам натурного обследования территории Заказника 21.06.2019 года установлено, что работы по расширению просек под охранную зону ВЛ ЛЭП 35 кВ «Приветнинская 2,3» на территории Заказника выполнены ООО «ПСК Квант» в полном объеме на всей предусмотренной проектной документацией площади, т.е. на 1,15 га; выявлено место загрязнения территории Заказника хозяйственными, бытовыми и другими отходами, образовавшимися в процессе производства работ Подрядчиком на территории Заказника. Также установлено, что обнаруженный на территории Заказника 20.03.2019 автомобиль «УАЗ» 390945, типа «Буханка», государственный регистрационный знак №, принадлежит ООО «ПСК Квант». Следовательно, Подрядчик при производстве работ на территории Заказника использовал автомобиль и трелевочную технику.
Из экспертного заключения от 24.06.2019 года следует, в том числе, что: возраст вырубленных деревьев составил 40-150 лет (определен на основе выборочного подсчета количества годовых колец на пнях в местах вырубки); территория, прилегающая к ЛЭП, вне сомнения, является средой обитания объектов животного мира, относящихся к различным систематическим группам животных (как позвоночных, так и беспозвоночных); работы по расширению просеки в значительной степени разрушили среду обитания объектов животного мира в пределах двух вырубленных полос лесонасаждений (с обеих сторон ЛЭП); в непосредственной близости от ЛЭП (в пределах вырубки) экосистема разрушена полностью.
Осуществление рубки леса главного пользования и загрязнение территории заказника хозяйственными, бытовыми и другими отходами на территории государственного природного заказника является нарушением установленного режима и правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил охраны и использования природных ресурсов в государственном природном заказнике, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.39 указанного Кодекса.
Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Вопреки доводам жалобы, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела ООО «ПСК Квант» извещено надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ООО «ПСК Квант» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ниже низшего размера, установленного санкцией статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды от 24 июля 2019 года, решение судьи Дзержинского районного суда г.Санкт-Петербурга от 20 ноября 2019 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05 ноября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПСК Квант» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ПСК Квант» Курканина А.С. – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции