ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2545/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 6 июля 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 3 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента Автономной некоммерческой организации по сохранению и развитию культуры и искусства Евразии «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» ФИО1 (далее ФИО1),
установила:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 6 июля 2021 года президент АНО «Евразийский ТСХР» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, ФИО1 подана жалоба в Оренбургский областной суд.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 3 сентября 2021 года постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 6 июля 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит судебные акты, вынесенные в отношении неё отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 этой статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (часть 1).
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, собственник или иной законный правообладатель памятника архитектуры также обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании приказа Минкультуры России от 9 октября 2015 года № 7208-р здание «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль» 1877 год, включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 561520261570005 как объект культурного наследия регионального значения.
Охранное обязательство утверждено приказом министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 11 мая 2018 года № 171 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой».
АНО «Евразийский ТСХР» на основании договора аренды от 11 октября 2018 года, заключенного с комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга, является арендатором объекта культурного наследия «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль», 1877 год, расположенного по адресу: <...>.
Приложением к договору утвержден график ремонтных и реставрационных работ: в срок до 31 декабря 2019 года выполнить ремонт системы отопления здания, провести замену батарей и радиаторов; в срок до 31 декабря 2020 года выполнить ремонт системы электроснабжения, провести замену электрооборудования, не соответствующего нормам и техническим требованиям; в срок до 31 декабря 2025 года провести работы по ремонту кровли, фасада, внутреннего лепного декора.
С целью выполнения ремонтно-реставрационных работ между АНО «Евразийский ТСХР» и ИП ФИО3 заключен договор от 31 января 2019 года № 76/М-2019 на выполнение работ по монтажу оборудования. Факт выполнения указанных работ подтвержден актом выполненных работ формы КС-3 от 31 декабря 2020 года и актом № 2 от 31 декабря 2020 года.
В ходе проверки, проводимой прокуратурой г. Оренбурга в рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, было выявлено, что на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль», 1877 год, расположенного по адресу: <...>, в нарушение требований частей 1 и 6 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ ремонтно-реставрационные работы по договору от 31 января 2019 года выполнены в отсутствие задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, а также к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допущен индивидуальный предприниматель ФИО3, не имеющий лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц АНО «Евразийский ТСХР» президентом данной некоммерческой организации является ФИО1
9 апреля 2021 года прокурором г. Оренбурга в отношении президента АНО «Евразийский ТСХР» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении.
Данные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения президента АНО «Евразийский ТСХР» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными доказательствами, исследованными и оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в числе которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 9 апреля 2021 года; письменные объяснения президента АНО «Евразийский ТСХР» ФИО1; договор на монтаж оборудования от 31 января 2019 года № 76/М-2019; акт проверки нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности; фотоматериалы; договор аренды от 11 октября 2018 года с графиком выполнения ремонтных и реставрационных работ; приказ министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 11 мая 2018 года № 171 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой» (<...>); охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой»; паспорт объекта культурного наследия «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой»; решение о проведении проверки от 15 марта 2021 года; решение о расширении предмета проверки от 18 марта 2021 года; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; промежуточный акт выполненных работ № 1/1 от 20 сентября 2019 года по договору № 76/М-2019 от 31 января 2019 года; промежуточный акт выполненных работ № 1/2 от 15 января 2020 года по договору № 76/М-2019 от 31 января 2019 года; акт выполненных работ от 31 декабря 2020 года № 2 по договору на монтаж оборудования от 31 января 2019 года № 76/М-2019 с фотоматериалами; справка о стоимости выполненных работ и затрат от 31 декабря 2020 года № 2; приказ инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 19 июня 2020 года № 112 «Об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой. Флигель» 1877 год с Приложением № 1.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность президента АНО «Евразийский ТСХР» ФИО1, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия президента АНО «Евразийский ТСХР» ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению законодательства, регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда, с мнением которого согласился судья областного суда, счел, что должностное лицо – президент АНО «Евразийский ТСХР» ФИО1 имела возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о допущенных нарушениях при производстве и рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, являются несостоятельными.
Вопреки доводам жалобы, права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации ФИО1 разъяснены, о чем свидетельствуют её подписи в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 9 апреля 2021 года и письменных объяснениях (л.д. 1-3, 5-8).
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава и события вмененного административного правонарушения, истечения сроков привлечения к административной ответственности,являлись предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Доводы жалобы о том, что на основании приказа инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 19 июня 2020 года № 112 предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО2. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой. Флигель» 1877 год, является фасад и кровля здания, в связи с чем ремонтные работы внутри здания не образуют состав вмененного административного правонарушения, являются несостоятельными, так как согласно вышеназванному приказу предметом охраны является не только фасад и кровля здания, а усадьба в границах территории объекта культурного наследия: двухэтажное здание с подвальной частью, строение с входными группами с северо-восточной и юго-западной сторон, внутренние декоративные элементы, кирпичные стены, объемно-пространственная композиция объекта.
Кроме того, издание вышеназванного приказа не исключает действие приказа иного ведомства - министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 11 мая 2018 года № 171 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО2. Электика. Кирпичный стиль. Дом жилой», на что заявитель ссылается в своей жалобе.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не являются основанием для отмены обжалуемых актов.
Несогласие с правовой оценкой данной предыдущей судебной инстанцией конкретным обстоятельствам и доказательствам не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку носит субъективный характер лица, привлеченного к административной ответственности, и не содержит правовой аргументации, объективно опровергающей выводы в судебных актах.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 7.13 названного кодекса.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, не установлено.
Что касается заявленного в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ФИО1 ходатайства о приостановлении исполнения постановления судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 6 июля 2021 года о признании ФИО1 виновной и назначении административного наказания, то его следует оставить без рассмотрения, поскольку исходя из норм части 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приостановление исполнения постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом, осуществляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 6 июля 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 3 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента автономной некоммерческой организации по сохранению и развитию культуры и искусства Евразии «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья (подпись) Л.А. Трескунова
Постановление05.04.2022