№ 16-2549/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 сентября 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Московского судебного района города Калининграда – мирового судьи 2-го судебного участка Московского судебного района города Каланинграда от 18 января 2021 года и решение судьи Московского районного суда г.Калининграда от 02 марта 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Московского судебного района города Калининграда – мирового судьи 2-го судебного участка Московского судебного района города Каланинграда от 18 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г.Калининграда от 02 марта 2021 года, ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 20 часов.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с названными судебными актами, ссылаясь на наличие оснований для прекращения производства по делу.
ФИО3, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше судебные акты, возражений в установленный срок не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от 14 января 2021 года, поступившему вместе с иными материалами на рассмотрение мировому судье, 13.02.2019 года в ОСП по ВАП г. Калининграда возбуждено исполнительное производство № 1560/19/39027-ИП на основании исполнительного листа по делу № 2-1852/2017, выданного Московским районным судом г. Калининграда, в соответствии с которым ФИО1 обязан к уплате алиментов в пользу ФИО3 на содержание несовершеннолетнего ребенка - <данные изъяты>ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная со дня вступления в законную силу решения суда и до совершеннолетия ФИО4, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно в твердой денежной сумме в размере 43 704 руб., что соответствует четырехкратному эквиваленту относительно величины прожиточного минимума детей в Калининградской области, установленного постановлением Правительств Калининградской области от 09.08.2018 года N 481 "Об установлении величины прожиточной минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Калининградской области за II квартал 2018 года".
ФИО1, официально трудоустроен в Федеральном государственном бюджетном учреждение науки Институт океанологии им. П.П. Ширшова, атлантическая база флота. 15.03.2019 г. судебным приставом исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО1 на основании, которого с должника ФИО1 удерживаются ежемесячно алименты в размере не более 70% заработной платы.
ФИО1 судебными приставами-исполнителями предупрежден об административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ и уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ, что подтверждается предупреждением от 05.03.2019г.
Решение вышеуказанного суда в период с 01.09.2020 года по 30.11.2020г. не исполнял в полном объеме, осуществлял несоизмеримые платежи к размеру алиментов, определенных в исполнительном документе, в связи с чем допустил несвоевременное перечисление алиментов и не предпринимает попыток добровольно погасить задолженность по алиментам, которая по состоянию на 30.11.2020 года составила 78 851,31 руб., общая задолженность по алиментам составляет 573 861,77 руб.
Согласно протоколу судебного заседания, состоявшегося 15 января 2021 года, в ходе судебного заседания мировой судья предоставил возможность должностному лицу органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, внести исправления в протокол об административном правонарушении от 14.01.2021 года (л.д.34). Указанным неустановленным должностным лицом произведено исправление в протоколе номера дела исполнительного листа и наименования суда, выдавшего исполнительный лист.
Исходя из существа дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные в протоколе об административном правонарушении сведения о реквизитах исполнительного документа (номер дела и наименование судебного органа, выдавшего исполнительный лист) являются существенными, и в случае, если данные сведения указаны неправильно, протокол об административном правонарушении и иные материалы подлежат возвращению для устранения недостатков.
Принимая во внимание, что ФИО1 является обязанным уплачивать алименты на основании исполнительного листа по делу № 2-1668/2018, выданного Центральным районным судом г.Калининграда (л.д.24-26), указание в протоколе об административном правонарушении о том, что исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа по делу № 2-1852/2017, выданного Московским районным судом г. Калининграда, свидетельствует о наличии существенных нарушениях, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, что является для судьи на стадии подготовки к рассмотрению дела основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов должностному лицу, его составившего, для устранения недостатков.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности внесения исправлений в протокол об административном правонарушении при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, не соответствуют закону произведенные 15 января 2021 года в ходе судебного заседания исправления в протокол об административном правонарушении от 14 января 2021 года.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 14 января 2021 года не может быть признан допустимым доказательством, поскольку он имеет существенные недостатки, которые не были исправлены в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении от 14 января 2021 года, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение данного протокола об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Московского судебного района города Калининграда – мирового судьи 2-го судебного участка Московского судебного района города Каланинграда от 18 января 2021 года и решение судьи Московского районного суда г.Калининграда от 02 марта 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Московского судебного района города Калининграда – мирового судьи 2-го судебного участка Московского судебного района города Каланинграда от 18 января 2021 года и решение судьи Московского районного суда г.Калининграда от 02 марта 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции