№ 16-2553/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 5 октября 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 в защиту ФИО2 на вступившие в законную силу постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ФСБ России по восточному арктическому району от 17 декабря 2019 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 февраля 2020 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 18 марта 2020 года в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ФСБ России по восточному арктическому району от 17 декабря 2019 год должностное лицо капитан судна ТР «Анатолий Ларин» ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 18 марта 2020 года, постановление административного органа изменено, исключено указание о нарушении пункта 13.1.8 Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, введенного в действие приказом Госкомрыболовства России от 27 мая 1999 года № 134, в остальной части постановление оставлено без изменения.
ФИО1 в защиту ФИО2 в соответствии с частью 1 статьи 30.12. КоАП РФ обратилась в Девятый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ), в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, захоронением отходов и других материалов (далее - захоронение) признается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 37 Федерального закона № 155-ФЗ установлен запрет на захоронение, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море.
Приказом Госкомрыболовства РФ от 27 мая 1999 года № 134 утверждено и введено в действие Наставление по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации.
Требования Наставления обязательны для экипажей судов государственных предприятий, акционерных обществ и рыболовецких колхозов, работающих в открытом море, исключительной экономической зоне, территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации и других государств, а также учреждений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием судов.
В соответствии с пунктом 13.1.9 Наставления сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.
Ответственность за выполнение на судне комплекса мероприятий по предотвращению загрязнения с судов возлагается на капитана судна (пункт 1.3.1 Наставления).
При этом в соответствии с пунктом 1.2.25 Наставления под мусором понимаются все виды пищевых и бытовых отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки), пластмасс, отходов, связанных с грузом, отходов, образующихся при техническом обслуживании, эксплуатационных отходов, масляных отстоев, масляной ветоши, остатков груза, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением вредных веществ.
Материалами дела установлено, что основанием для привлечения капитана судна ТР «Анатолий Ларин» ФИО2 к административной ответственности послужило то обстоятельство, что с борта судна был осуществлен сброс пищевых отходов: - 28 июля 2019 года в географических координатах 58 гр 14,4 мин. северной широты и 162 гр. 11,8 мин. восточной долготы в 22 часа 40 минут количестве 0,35 м? во внутренних морских водах РФ (Карагинской районе) в Карагинской промысловой подзоне; - 1 августа 2019 года в географических координатах 60 гр. 19,7 мин. северной широты и 167 гр. 53,6 мин. восточной долготы в 16 часа 00 минут в количестве 0,28 м ? в территориальном море РФ (Олюторский залив) в Карагинской промысловой подзоне; - 3 августа 2019 года в географических координатах 60 гр. 28,3 мин. северной широты и 168 гр. 48,9 мин. восточной долготы в 16 часа 00 минут в количестве 0,14 м? в территориальном море РФ (Олюторский залив) в Карагинской промысловой подзоне.
Изложенные факты послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 КоАП РФ, и последующего привлечения должностного лица к административной ответственности по указанной норме.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведен в обжалуемых судебных актах, им дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Административный орган и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ФИО2, являясь капитаном судна ТР «Анатолий Ларин», в нарушение прямых установленных запретов на сброс мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации, допустил сброс пищевых отходов в указанных зонах, что по смыслу статьи 8.19 КоАП РФ признается захоронением отходов с судов во внутренних морских водах, в территориальном море.
Данная норма является специальной по отношению к иным статьям Кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за нарушение правил по охране окружающей среды, порядка природопользования на морских объектах, о чем верно указано в решении судьи городского суда, обоснованно отклонившего доводы в защиту ФИО2 о неверной квалификации должностного лица по статье 8.19 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона № 155-ФЗ не является захоронением не любое удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, а лишь то, которое осуществлено с непревышением нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, сброс мусора с борта судна ТР «Анатолий Ларин» во внутренних морских водах, в территориальном море осуществлен с нарушением установленных Наставлениями требований, что обоснованно признано захоронением отходов для целей статьи 8.19 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение установленных правил захоронения отходов, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы защитника, в том числе об отсутствии состава административного правонарушения, неправильном применении норм материального права, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам, основания не согласиться с ней отсутствуют.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО2 в пределах санкции статьи 8.19 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ФСБ России по восточному арктическому району от 17 декабря 2019 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 февраля 2020 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 18 марта 2020 года в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева