ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2561/2022 от 28.04.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2561/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 28 апреля 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу Таракановой Г.А. и ее защитника Тахтарова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского судебного района г.Томска от 17 ноября 2021г., решение судьи Октябрьского районного суда г.Томска от 3 марта 2022г., вынесенные в отношении Таракановой Галины Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского судебного района г.Томска от 17 ноября 2021г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Томска от 3 марта 2022г., нотариус Тараканова Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе Тараканова Г.А. и ее защитник Тахтаров А.В. просят постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи,

В соответствии с ч.2 ст.15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-Ф3) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

В силу п.2 ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-Ф3 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в ст. 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных п. 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно ст.7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-Ф3 требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 1.1, 2, 6 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3, пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ).

Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, информации о сделках или финансовых операциях по состоянию на 20.12.2020 регулировался соответствующим Положением «О порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 годаN2 82 (ред. от 08.11.2018).

Так, согласно п. 2 Положения адвокаты, нотариусы и лица (организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.

В соответствии с п. 2.1 Положения информация, указанная в пунктах 2 и 2(1) настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки). Информация представляется в электронной форме адвокатом, нотариусом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (далее - электронное сообщение) через личный кабинет, определенный в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», либо на оптическом или цифровом носителе информации.

Как следует из материалов дела, 30 апреля 2021г., по результатам проведенной помощником прокурора Октябрьского района г. Томска, совместно со специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Минюста России по Томской области проверки, в том числе выявлено, что нотариусом Таракановой Г.А., которая осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, не назначено лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Кроме того, 20 декабря 2020г. нотариусом Таракановой Г.А. были удостоверены медиативные соглашения, заключенные между ФИО5 и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> на сумму 9 920 000 рублей, между ФИО6 и ООО «<данные изъяты>» на сумму 9 600 000 рублей, между ФИО7 и ООО «<данные изъяты>» на сумму 10 500 000 рублей, между ФИО8 и ООО «<данные изъяты>» на сумму 9 980 000 рублей, при этом она, имея все основания полагать, что указанные соглашения могли заключаться в целях легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, не уведомила об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Таким образом нотариус г. Томска Тараканова Г.А. не исполнила требования законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло непредставление 24.12.2020 по адресу: <адрес><адрес><адрес> уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки от 30.04.2021г., копиями медиативных соглашений, приказа №83 от 09.06.1993 и лицензий на право нотариальной деятельности.

Перечисленным доказательствам, наряду с другими материалами дела, мировой судья дал верную оценку и обоснованно установил вину Таракановой Г.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Факт неисполнения нотариусом Таракановой Г.А. законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, подтверждаются материалами дела, поэтому выводы о наличии в действиях Таракановой Г.А. состава административного правонарушения. предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ являются верными.

Приведенные доводы жалобы о том, что нотариус не может быть субъектом данного правонарушения, основания для передачи в уполномоченный орган сведений об удостоверяемых медиативных соглашениях отсутствовали, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в постановлениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.

Все представленные доказательства верно оценены мировым судьей и судьей районного суда на предмет допустимости, достоверности, относимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, в их совокупности.

Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявители фактически настаивают на переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствуют требованиям ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Жалоба на постановление судьей районного суда рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления и решения, не установлено, неустранимые сомнения в виновности Таракановой Г.А. в совершении предъявленного правонарушения отсутствуют.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского судебного района г.Томска от 17 ноября 2021г., решение судьи Октябрьского районного суда г.Томска от 3 марта 2022г., вынесенные в отношении Таракановой Галины Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Таракановой Г.А. и ее защитника Тахтарова А.В. - без удовлетворения.

Судья: Д.А. Безденежных