ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2574/2022 от 17.06.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2574/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 17 июня 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Григорьевой Л.А. на вступившие в законную силу постановление начальника Сургутского управления Природнадзора Югры от 09 апреля 2021 года № 03-208/2021, решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»,

установил:

постановлением начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Кузнецова Д.В. от 09 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2021 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 декабря 2021 года, ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Григорьева Л.А. просит постановление должностного лица и решения судей отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.

Согласно ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2019 года) за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются правила лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, а также правила лесного семеноводства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, которое не исполнило возложенные на него обязанности по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами, а также правила лесного семеноводства.

Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» не выполнило обязанность по проведению лесовосстановительных работ в связи с вырубкой лесных насаждений на лесном участке площадью 0,1365 га, расположенном в границах лесного квартала 85 Ульт-Ягунского участкового лесничества (площадь 7,4483 га), арендованном им у Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по договору аренды лесного участка № 0319/16-12-ДА от 10 ноября 2016 года, в течение одного года, то есть до 31 декабря 2020 года, в нарушение требований части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 вышеназванных Правил выполнения работ по лесовосстановлению и пункта 18 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, оцененными на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Допущенное юридическим лицом бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» правомерно привлечено к административной ответственности по указанной выше норме.

Доводы защитника от отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, со ссылкой на нераспространение положений статьи 63.1 Лесного кодекса российской Федерации на спорные правоотношения, поскольку договор аренды лесного участка был заключен в 2016 году, несостоятельны ввиду нижеследующего.

В соответствии со статьями 2, 3 Лесного кодекса Российской Федерации отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, которое состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, при регулировании правоотношений сторон, связанных с использованием лесов, приоритетное значение имеют нормы специального лесного законодательства.

Исходя из частей 1, 2, 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству (статья 61 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (статья 62 ЛК РФ).

Федеральным законом № 212-ФЗ от 19 июля 2018 года, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1 (введена 01 января 2019 года), которая возлагает на юридическое лицо обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Данная обязанность установлена для общества также подпунктом «л» пункта 12 договора аренды лесного участка № 0319/16-12-ДА от 10 ноября 2016 года, в соответствии с которым Арендатор (ООО «Лукойл-Западная Сибирь») обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.

Таким образом, договором № 0319/16-12-ДА от 10 ноября 2016 года также определено, что приоритетное значение при осуществлении лесопользования и проведения мероприятий по воспроизводству лесов имеют нормы действующего законодательства Российской Федерации, которые подлежат соблюдению в обязательном порядке.

Обязанность по лесовосстановлению возникла у общества по окончанию действия срока лесной декларации, в силу требований законодательства, введенных в действие 01 января 2019 года, и действующих на момент непосредственного использования лесного участка и периода осуществления рубок в рамках действующего договора аренды лесного участка.

В силу закона на общество возложена обязанность осуществить работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не позднее чем через один год, после рубки лесных насаждений и в соответствии с проектом лесовосстановления.

Поскольку объектом арендных отношений является специфический природный ресурс - лес, приоритетное значение при регулировании отношений лесопользования, возникших между сторонами в связи с использованием лесного участка и проведению рубки лесных насаждений, имеют действующие нормы именно Лесного кодекса Российской Федерации. Обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возникла у общества в силу закона, а не в силу договора аренды, поэтому положения статей 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат.

Вопреки доводам жалобы, увеличение срока проведения лесовосстановительных работ с одного года до трех лет с 01 сентября 2021 года (Федеральный закон от 02 июля 2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), не свидетельствует о том, что обязанность по лесовосстановлению общество вправе исполнить до 31 декабря 2022 года.

Положениям ч. 6 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 303-ФЗ), в отличие от других частей этой статьи, обратная сила законодателем не придана (ч. 4 ст. 4 Закона N 303-ФЗ), а в ч. 5 ст. 4 данного закона указано, что проведение агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород применяется в отношении случаев рубки лесных насаждений, совершенных после 01 сентября 2021 года; согласно пояснительной записке к законопроекту увеличение сроков выполнения обязательств по «компенсационному» лесовосстановлению или лесоразведению с одного года до трех лет предусмотрено при условии проведения агротехнических уходов за созданными лесными культурами в течение трех лет после их посадки.

Поскольку законодатель не распространил положения ч. 6 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 303-ФЗ) на правоотношения, возникшие до 01 сентября 2021 года, предусмотрев обязательность агротехнического ухода только применительно к рубкам лесных насаждений, совершенным после 01 сентября 2021 года, а увеличение сроков лесовосстановительных работ (с одного года до трех лет) обусловлено проведением агротехнического ухода, потому положения ч. 6 ст. 63.1 названного Кодекса не свидетельствуют о том, что Закон N 303-ФЗ улучшил положение общества в вопросе выполнения лесовосстановительных работ применительно к сплошным рубкам лесных насаждений, совершенным в 2019 году.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

При пересмотре постановления, рассмотрев жалобы, судьи предыдущих судебных инстанций проверили дело в соответствии с требованиями статей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка, выводы достаточным образом мотивированны.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление начальника Сургутского управления Природнадзора Югры от 09 апреля 2021 года № 03-208/2021, решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Григорьевой Л.А. – без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова