ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2617/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 мая 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Регион Лес» ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района города Ульяновска от 15 апреля 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Регион Лес» (далее также – ООО «Регион Лес», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района города Ульяновска от 15 апреля 2020 года общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Генеральный директор ООО «Регион Лес» ФИО1 подала на указанное постановление от 15 апреля 2020 года жалобу в Заволжский районный суд города Ульяновска в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока обжалования.
Определением судьи Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 сентября 2020 года в удовлетворении ходатайства генерального директора общества ФИО1 о восстановлении срока обжалования постановления мирового судьи отказано.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО «Регион Лес» ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района города Ульяновска от 15 апреля 2020 года, ссылаясь на его незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 настоящего Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц (часть 3 данной статьи Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что 6 февраля 2020 года в ходе проведения мониторинга портала единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС) должностным лицом Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу выявлен факт непредставления ООО «Регион Лес» в срок до 15 января 2020 года информации в декларацию о сделке с древесиной, а именно дополнительного соглашения от 1 января 2020 года к договору от 6 марта 2019 года № 35/19, заключенному с индивидуальным предпринимателем ФИО5
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
При рассмотрении дела в качестве доказательств вины общества в совершении вмененного административного правонарушения мировой судья сослалась на исследованные в судебном заседании доказательства, однако на основании каких именно доказательств мировой судья пришла к выводу о доказанности вины общества в постановлении мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района города Ульяновска от 15 апреля 2020 года не указано.
Как видно из материалов настоящего дела, между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ООО «Регион Лес» заключен договор купли - продажи лесопродукции от 6 марта 2019 года № 35/19 (далее - Договор). К данному договору заключены дополнительные соглашения между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ООО «Регион Лес» от 9 октября 2019 года № 9, от 31 декабря 2019 года № 10 и 16 июня 2019 года № 11. При этом материалы дела не содержат дополнительного соглашения от 1 января 2020 года к указанному договору от 6 марта 2019 года № 35/19 (л.д. 52 - 57).
Согласно сведениям с портала ЕГАИС в графе: сведения о договоре (сделки) по которому приобретается или отчуждается древесина указаны номер договора - 35/19, дата заключения - 1 января 2020 года, дата окончания - 31 декабря 2020 года (информация о сделке с древесиной предоставлена индивидуальным предпринимателем ФИО2) (л.д. 63, 64).
Вместе с тем, согласно сведениям с портала ЕГАИС в графе: сведения о договоре (сделки) по которому приобретается или отчуждается древесина указаны номер договора - 35/19, дата заключения - 31 декабря 2019 года, дата окончания - 31 декабря 2020 года (информация о сделке с древесиной предоставлена ООО «Регион Лес») (л.д. 65, 66).
Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении
имеются противоречащие друг другу сведения о дате заключения названного дополнительного соглашения.
При рассмотрении дела мировым судьей судебного участка № 5 Заволжского судебного района города Ульяновска указанное обстоятельство не проверено, надлежащая оценка не дана.
Данное обстоятельство, имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, поскольку отсутствие дополнительного соглашения от 1 января 2020 года к договору от 6 марта 2019 года № 35/19, не позволяет сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного имеются неустранимые сомнения в части заключения дополнительного соглашения 1 января 2020 года к договору от 6 марта 2019 года № 35/19.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных выше положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района города Ульяновска от 15 апреля 2020 года, вынесенное в отношении ООО «Регион Лес» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое судебное постановление по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района города Ульяновска от 15 апреля 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Регион Лес» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.С. Картовенко
Постановление04.06.2021