ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-262/2024 от 24.01.2024 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№16-262/2024 (№ 16-8167/2023)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 января 2024 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Валеева Ленара Ильхамовича на вступившие в законную силу постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 ноября 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Валеева Ленара Ильхамовича,

установил:

постановлением судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2023 года, Валеев Л.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 14 суток с исчислением срока с 9 часов 30 минут 8 ноября 2023 года.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции Валеев Л.И. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

В Федеральном законе от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплены основные понятия и положения в области противодействия терроризму на территории Российской Федерации.

Согласно данному закону терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя вербовку, пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (статья 3).

В соответствии со статьей 24 настоящего закона в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206,208,211,220,221,277-280,282.1-282.3,360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесено использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

В соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Под демонстрацией экстремистской символики и атрибутики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.

Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №АКПИ14-1424С международная организация «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама») признана террористической и ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 25 октября 2023 года сотрудниками ЦПЭ МВД по Республике Татарстан произведен осмотр интернет-страницы социальной сети «Одноклассники» под аккаунтом «Ленар Валеев», имеющей электронный адрес: «<данные изъяты>», на которой размещены материалы экстремистского содержания, а именно: для всеобщего обозрения пользователем размещено изображение в виде флага черного цвета с арабской надписью, которое используется в качестве официальной символики и в атрибутике международной исламистской террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которая решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №АКПИ14-1424С признана террористической и ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 8 ноября 2023 года (л.д.1-3); протоколом об административном задержании (л.д. 4); протоколом опроса Валеева Л.И. (л.д. 6-7); рапортом сотрудника полиции (л.д. 11); актом осмотра предметов (документов) с фотоматериалами (л.д. 14-17); заключением специалиста (л.д. 18-23) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Валеева Л.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который составлен с его участием, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.

Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств названными судьями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Валеева Л.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опровергаются собранными по делу доказательствами и не ставят под сомнение наличие в действиях Валеева Л.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пользователем страницы в социальной сети «Одноклассники» под аккаунтом «Ленар Валеев», имеющей электронный адрес: <данные изъяты>», является Валеев Л.И.

Факт публичной демонстрации Валеевым Л.И. символики (атрибутики) международной исламистской террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), признанной экстремистской и деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена, объективно установлен на основании совокупности перечисленных выше доказательств, из которых следует, что Валеев Л.И. при описанных выше обстоятельствах разместил в социальной сети «Одноклассники» под аккаунтом «Ленар Валеев», имеющей электронный адрес: <данные изъяты>», материалы экстремистского содержания, а именно: для всеобщего обозрения пользователем размещено изображение в виде флага черного цвета с арабской надписью, которое используется в качестве официальной символики и атрибутики международной исламистской террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

Доводы жалобы о недопустимости заключения специалиста нельзя признать убедительными.

На основании проведенного ДД.ММ.ГГГГ религиоведческого исследования специалистом, предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, было установлено, что представленный на исследование флаг черного цвета с арабской надписью используется в качестве официальной символики и в атрибутике международной исламистской террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

Данное исследование проведено экспертом-религиоведом АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз», имеющим высшее образование, специализацию «религиоведение», являющимся кандидатом исторических наук, со стажем научно-экспертной деятельности 7 лет, по поручению и на основании запроса заместителя начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Татарстан.

Оснований для признания данного исследования недопустимым доказательством по делу не имеется. Из материалов дела следует, что изображение флага, опубликованное Валеевым Л.И. на своей странице в социальной сети «Одноклассники», и изображение флага, в отношении которого дано вышеизложенное заключение специалиста, идентичны.

При таких обстоятельствах назначение отдельной экспертизы по выявленному факту не требовалось. В силу положений статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экспертиза назначается в случае, если возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. В данном случае таких познаний не требовалось, совокупность представленных административным органом доказательств достаточна для рассмотрения дела по существу.

При таких обстоятельствах факт публичной демонстрации и пропаганды Валеевым И.Л. символики запрещенной экстремистской организации путем размещения соответствующих изображений в сети «Интернет» в режиме открытого доступа для ознакомления с ними неопределенного круга лиц подтверждается представленными доказательствами.

Указанные действия Валеева Л.И. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.

Нарушений процедуры привлечения Валеева Л.И к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не усматривается.

Доводы жалобы о неизвещении Валеева Л.И. о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление судьи районного суда подлежат отклонению как необоснованные.

Из материалов дела следует, что жалоба на постановление судьи районного суда рассмотрена судьей Верховного суда Республики Татарстан в отсутствие Валеева Л.И. с соблюдением требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии данных о его извещении о месте и времени судебного разбирательства. Судьей приняты необходимые меры к извещению Валеева Л.И. о месте и времени рассмотрения жалобы путем направления соответствующего уведомления.

Согласно расписке от 17 ноября 2023 года Валеев Л.И., находившийся в специальном приемнике г. Казани, извещен, что рассмотрение жалобы защитника Любименко Р.В. на постановление судьи Вахитоского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено к слушанию на 18 ноября 2023 года в 9 часов по адресу: г. Казань ул.Пушкина д.72/2 (л.д.57).

Защитник Любименко Р.В. о дате судебного заседания 18 ноября 2023 года извещен телефонограммой (л.д.58).

Ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, заявленное защитником Любименко Р.В., рассмотрено судьей Верховного суда Республики Татарстан в соответствии с требованиями статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказ в удовлетворении ходатайства надлежаще мотивирован, при этом статья 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит обязательного требования о вынесении определения об отказе в удовлетворении ходатайства в форме самостоятельного документа и не запрещает фиксировать его в протоколе судебного заседания.

Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Валеева Л.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вопреки доводам жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден. Правонарушение, выразившее в размещении в социальной сети «Одноклассники» под аккаунтом «Ленар Валеев» изображения в виде флага черного цвета с арабской надписью, которое используется в качестве официальной символики и в атрибутике международной исламистской террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), выявлено 25 октября 2023 года, протокол об административном правонарушении составлен 8 ноября 2023 года.

Указанное правонарушение является длящимся (действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения Валеева Л.И. к административной ответственности (6 лет) на момент вынесения обжалуемого постановления не истек.

Административное наказание назначено Валееву Л.И. в пределах санкции части 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 ноября 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Валеева Ленара Ильхамовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Валеева Ленара Ильхамовича - без удовлетворения.

Судья Э.Г. Штейн