ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2662/2021ПО от 13.05.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2662/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 13 мая 2021г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника – адвоката Чугунова Сергея Сергеевича, действующего на основании ордера в интересах Малькевича Михаила Владимировича, на вступившие в законную силу постановление председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области от 5 июня 2020г., решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 14 октября 2020г. и решение судьи Томского областного суда от 25 декабря 2020г., вынесенные в отношении начальника Департамента лесного хозяйства Томской области Малькевича Михаила Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области от 5 июня 2020г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 14 октября 2020г. и решением судьи Томского областного суда от 25 декабря 2020г., должностное лицо – начальник Департамента лесного хозяйства Томской области Малькевич М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 10000 рублей.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Чугунов С.С. настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 15.15.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Согласно ч.1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Федеральный закон "О некоммерческих организациях") государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 7 вышеназванной статьи).

Постановлением Администрации Томской области от 14 октября 2015г. N 375а утверждены Порядок формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений (далее – Порядок формирования государственного задания) и Порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания областными государственными учреждениями (далее - Порядок финансового обеспечения).

Согласно п.п. 4, 8 Порядка формирования государственного задания, а также приложению № 1 к указанному Порядку, наряду с показателями государственного задания, по которым в последующем осуществляется как исполнение, так и контроль за исполнением государственного задания, в состав государственного задания должно быть включено условие об оплате государственной услуги (если она подлежит оплате) с указанием среднегодового размера платы (цена, тариф). Из чего следует, что в государственном задании должен быть определен и указан объем финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Согласно положениям п.п. 2, 4, 12 Порядка финансового обеспечения затраты на выполнение работы определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном уполномоченным органом и утверждаемом правовым актом уполномоченного органа после его согласования с Департаментом финансов Томской области.

Согласно Положению о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденному постановлением Губернатора Томской области от 18 октября 2012г. № 128, следует, что Департамент является исполнительным органом власти Томской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере лесного хозяйства на территории Томской области.

Распоряжением Администрации Томской области от 4 мая 2018г. № 278-ра создано областное государственное учреждение «Тегульдетский лесхоз» (далее – ОГАУ «Тегульдетский лесхоз»).

По результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении Департамента лесного хозяйства Томской области на основании приказа Рослесхоза от 28 августа 2019г. № 1097, установлено, что в Государственном задании ОГАУ «Тегульдетский лесхоз» на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020гг. по государственной работе «Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» с содержанием «Наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами…» сумма финансового обеспечения 283,65 тыс. рублей определена в отсутствие утвержденных расчетов нормативных затрат на 2018г.

Поскольку Государственное задание ОГАУ «Тегульдетский лесхоз» на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. утверждено начальником Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 распоряжением от 20 июня 2018г. № 705, днем совершения административного правонарушения определена указанная дата.

С выводами должностного лица о нарушении ФИО1 порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания согласились судебные инстанции.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 27 сентября 2019г., протоколом об административном правонарушении от 21 мая 2020г., Государственным заданием ОГАУ «Тегульдетский лесхоз» на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020гг., распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области от 20 июня 2018г. № 705, подписанным ФИО1, а также иными, полно приведенными в обжалуемых актах, доказательствами и материалами дела, которым дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Нарушения порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ.

Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и бюджетного законодательства.

Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что в противоречие обстоятельствам, изложенным в протоколе об административном правонарушении, должностное лицо и судебные инстанции установили допущенные ФИО1 нарушения при других обстоятельствах, не имеется. Из протокола об административном правонарушении от 21 мая 2020г. следует, что действия ФИО1 квалифицированы при тех же обстоятельствах, изложенных в обжалуемых актах, и как нарушение порядка формирования государственного задания, и как нарушение прядка финансового обеспечения выполнения государственного задания.

При рассмотрении дела по существу должностное лицо пришло к выводу о правильной квалификации действий ФИО1 как нарушение порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания, уменьшив тем самым объем обвинения, с чем согласились судебные инстанции.

Нет оснований согласиться с доводами жалобы заявителя о том, что утверждение значений нормативных затрат на выполнение ОГАУ «Тегульдетский лесхоз» государственных работ на 2018г. позднее утверждения Государственного задания ОГАУ «Тегульдетский лесхоз», а именно 27 июня 2018г., свидетельствует о соблюдении формирования финансового обеспечения выполнения государственного задания, как не требующего одновременного утверждения данных документов.

Следует учитывать, что при утверждении государственного задания подлежат соблюдению сроки, предусмотренные, в частности, п. 5 Порядка формирования государственного задания, согласно которому государственные задания утверждаются правовым актом уполномоченного органа государственной власти Томской области в срок не позднее одного месяца со дня официального опубликования закона Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Вместе с тем, как отмечалось выше, утверждение государственного задания в отсутствие стабильных показателей, а также объема финансового обеспечения, сформированного в установленном порядке, недопустимо, в том числе с целью соблюдения сроков утверждения государственного задания, поскольку лишает возможности исполнения и контроля за исполнением государственного задания.

При таких условиях полагать, что объем финансового обеспечения в государственном задании может быть определен по показателям, утвержденным в установленном порядке позднее, чем утверждено государственное задание, нет оснований.

Остальные доводы жалобы заявителя аналогичны ранее заявлявшимся в ходе производства по делу, в том числе о невиновности ФИО1, неверном определении даты совершения административного правонарушения, были предметом судебной оценки, с которой нет оснований не согласиться.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 15.15.15 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области от 5 июня 2020г., решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 14 октября 2020г. и решение судьи Томского областного суда от 25 декабря 2020г. оставить без изменения, жалобу защитника – адвоката Чугунова Сергея Сергеевича - без удовлетворения.

Судья С.Н. Булычева