ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2696/20 от 03.07.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ФИО2 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№16-2696/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

3 июля 2020 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохин И.В., рассмотрев жалобу потерпевшей БОА на вступившие в законную силу определение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2019 года и определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года, вынесенные в отношении БАС по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом «б» части 2 статьи 13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,

установил:

постановлением административной комиссии Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан (далее – административная комиссия) от 9 октября 2018 года БАС признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 400 рублей (далее – постановление от 9 октября 2018 года).

Определением судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2019 года ходатайство ФИО3 о восстановлении срока обжалования вышеназванного постановления отклонено.

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года определение судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, потерпевшая БОА выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, приводя доводы об их незаконности.

БАС, уведомленный о подаче жалобы в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возражения на жалобу в установленный срок не представил.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении - десять суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).

Отказывая в удовлетворении ходатайства, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Между тем с принятыми по делу судебными актами согласиться нельзя в силу следующего.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении необходимых условий для осуществления лицами, участвующими в деле, принадлежащих им процессуальных прав.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Право потерпевшего на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено частью 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается, что в нарушение вышеуказанных норм, потерпевшая БОА не привлечена административной комиссией к участию в деле об административном правонарушении. В деле отсутствуют сведения об извещении потерпевшей БОА о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 9 октября 2018 года.

Указанным доводам ФИО1 судебными инстанциями оценка не дана.

Вопреки выводам судьи районного суда, направление постановления от 9 октября 2018 года БАС по адресу: <адрес> еще не свидетельствует о получении данного постановления непосредственно БОА При этом, как правильно установлено судьей Верховного Суда Республики Башкортостан, вышеназванное постановление БАС фактически не получено (л.д. 14, 47).

С учетом изложенного БОА была лишена возможности реализовать право на получение постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление от 9 октября 2018 года получено потерпевшей БОА только 28 октября 2019 года на основании ее запроса в административную комиссию. Жалоба на указанное постановление подана БОА 30 октября 2019 года, то есть в кратчайшие сроки.

При таких обстоятельствах судья районного суда необоснованно счел причины пропуска срока неуважительными, что повлекло нарушение права заявителя на доступ к правосудию.

В рамках рассмотрения жалобы БОА судьей Верховного Суда Республики Башкортостан указанное нарушение не устранено.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах определение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2019 года и определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан со стадии принятия жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

определение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2019 года и определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года, вынесенные в отношении БАС по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом «б» части 2 статьи 13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья ФИО5