ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2723/2021 от 11.06.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-2723/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар 11 июня 2021 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Гливаковского К.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского судебного района г. Севастополя от 13 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении главного специалиста отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя Гливаковского Константина Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного № 11 Ленинского судебного района г. Севастополя от 13 ноября 2020 года, оставленным без изменения решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 января 2021 года, главный специалист отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя Гливаковский К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Гливаковский К.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях: предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- Закон № 294-ФЗ); выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

В силу части 1.1 статьи 26.2 Закона № 294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 44 Административного регламента осуществления федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июня 2019 г. № П/0240 (далее- Административный регламент), предусмотрено, что внеплановая (выездная и документарная) проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б», «в» подпункта 3 (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан), подпунктах 4 и 5 пункта 43 Административного регламента, проводится после согласования с органом прокуратуры

Особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации № 438 от 3 апреля 2020 г. «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление Правительства от 3 апреля 2020 г.) № 438.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства от 3 апреля 2020 г. № 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, проводятся только: а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры; б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.

Основанием для привлечения главного специалиста отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя Гливаковского К.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили приведенные заместителем прокурора г. Севастополя в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обстоятельства необоснованности проведенных мероприятий в отношении Омаровой Л.Н., зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя о чем сведения включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, по результатам проверки деятельности индивидуального предпринимателя Омаровой Л.Н. в период с 12 марта 2018 года по 16 марта 2018 года на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> –а с расположенным на нем объектом капитального строительства (кафе-бара с летней площадкой), используемым индивидуальным предпринимателем для ведения хозяйственной деятельности, 16 марта 2018 года Омаровой Л.Н. было выдано предписание, исполнение которого подлежало проверке.

Как следует из материалов дела, с 29 июня 2020 года по 24 июля 2020 года должностным лицом Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя Гливаковским К.А. проведена внеплановая документарная проверка использования индивидуальным предпринимателем Омаровой Л.Н. земельного участка.

Возбуждая производство по делу в отношении главного специалиста отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя Гливаковского К.А. заместитель прокурора г. Севастополя сделал вывод, с которым согласились судебные инстанции, о том, что Гливаковским К.А. проведена внеплановая документарная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Омаровой Л.Н. при отсутствии оснований для ее проведения и согласования с органами прокуратуры.

Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется, поскольку, как следует из вышеизложенных положений проверка в 2020 году законности использования индивидуальным предпринимателем Омаровой Л.Н. земельного участка могла быть проведена должностными лицами Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя только по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 1 Постановления Правительства от 3 апреля 2020 г. № 438.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что главным специалистом отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя Гливаковским К.А. проведена внеплановая выездная проверка в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства при отсутствии оснований для проведения проверки и предварительного согласования проведения внеплановой выездной проверки с территориальным органом прокуратуры.

Факт совершения Гливаковским К.А. правонарушения и виновность лица подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.4-7); копией задания на проведение административного обследования (л.д. 9); копией акта административного обследования объекта земельных отношений и фото-таблицей (л.д. 10-11,12-14); копией акта проверки (л.д. 17-19); копией предписания от 16 марта 2018 года (л.д. 29-30); объяснением Омаровой Л.Н. (л.д. 31-32) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.

Действия Гливаковского К.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Гливаковского К.А. о том, что проверка им проводилась в отношении физического лица, не могут быть признаны убедительными с учетом установленных по делу обстоятельств. Сведения, содержащиеся в проведенной ранее должностными лицами Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя проверке (распоряжение от 29 января 2018 года №39, заявление о согласовании проверки от 29 января 2018 года, акт проверки от 16 марта 2018 года, предписание от 16 марта 2018 года) свидетельствуют об организации и проведении проверочных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя Омаровой Л.Н. (л.д.22-30).

Само по себе указание в договорах аренды и купли-продажи данных о личности Омаровой Л.Н. как физического лица не может служить подтверждением доводов заявителя с учетом наличия общедоступных сведений об осуществлении ею предпринимательской деятельности.

Вопреки утверждениям заявителя пункт 44 Административного регламента содержит требования обязательного согласования проведения проверки с органами прокуратуры.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Пересмотр постановления осуществлен судьей районного суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании имеющихся в материалах дела доказательств.

Порядок и срок привлечения Гливаковского К.А. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено указанному лицу в пределах санкции части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского судебного района г. Севастополя от 13 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении главного специалиста отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя Гливаковского Константина Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гливаковского К.А. - без удовлетворения.

Судья Н.Х. Карасова

Справка:

мировой судья Тесля Ю.В. № 5-650\11/2020

судья районного суда Степанова Ю.С. № 12-64/2021

судья кассационного суда Карасова Н.Х. №16-2723/2021

Решение26.08.2021