ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2739/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 апреля 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу директора ООО «Лидерпродукт» ФИО6. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Рубцовска Алтайского края от 14 мая 2021 г. и решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 июля 2021 г., вынесенные в отношении ООО «Лидерпродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Рубцовска Алтайского края от 14 мая 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 июля 2021 г., ООО «Лидерпродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей с конфискацией продукции-<данные изъяты>
В жалобе директор ООО «Лидерпродукт» ФИО7. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, урегулированы Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
К производству и обороту винодельческой продукции законодательство о виноградарстве и виноделии применяется в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом (п.2 ст. 1).
В соответствии с статьей 2 названного закона, для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (п.7).
Согласно статьи 3 Федерального закона № 468-ФЗ от 27.12.2019г «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: вино - пищевая алкогольная сельскохозяйственная винодельческая продукция, произведенная исключительно в результате полного или неполного брожения целого или дробленого свежего винограда или свежего виноградного сусла и разрешенная к розничной продаже на территории Российской Федерации при объемной доле содержания этилового спирта от 7,5 до 18 процентов (п.6).
В соответствии с частью1 статьи 26 названного закона, производителями и лицами, осуществляющими розничную продажу винодельческой продукции, должно быть обеспечено доведение до сведения потребителя информации о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда, используемого при производстве реализуемой винодельческой продукции, независимо от места ее производства.
Информация о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда должна быть доведена до сведения потребителя путем ее указания на этикетке (контрэтикетке, кольеретке), при этом информация о месте происхождения и годе урожая винограда указывается контрастным, легкочитаемым шрифтом размером (кеглем) не менее 12 пунктов. На этикетке и контрэтикетке и в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний не допускается (часть 2).
Алкогольная продукция, использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний в наименовании которых применяется с нарушением положений настоящего Федерального закона, является фальсифицированной (часть 4).
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 16.02.2021г с 14:50 часов до 16:00 часов в магазине <данные изъяты> расположенном <адрес>, ООО «Лидерпродукт» нарушены особые требования и правила розничной продажи алкогольной продукции, в месте продажи в торговом зале магазина на полках для реализации потребителям выставлена алкогольная продукция: <данные изъяты>), чем нарушены требования Федерального закона от 27.12.2019г № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки, актом проверки, протоколами изъятия проб (образцов),, протоколом лабораторных испытаний, заключением эксперта, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ООО «Лидерпродукт» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Вывод о наличии в деянии ООО «Лидерпродукт» состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Лидерпродукт», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 названного Кодекса.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Факт нарушения обществом установленных правил продажи алкогольной продукции, подтвержден исследованными судебными инстанциями доказательствами.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ООО «Лидерпродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что указанное вино является фруктовым и это подтверждено экспертным заключением, откланяются, поскольку опровергаются представленным в материалы дела экспертным заключением от 03 марта 2021г № 42/123, из которого следует, что представленное на исследование вино, не может называться вином, (л.д.21-25).
Вопреки доводам жалобы, Федеральный закон № 171-ФЗ от 22.11.1995г «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», равно как и законодательство о виноградарстве и виноделии в Российской Федерации подлежит совместному применению.
Доводы заявителя, касающиеся субъективного толкования действующего законодательства, основанием для отмены принятых по делу судебных актов не являются.
Вопреки доводам жалобы, представленное в материалы дела экспертное заключение является допустимым доказательством, получено с соблюдением требований норм материального и процессуального права, эксперт предупрежден об административной ответственности о даче заведомо ложного заключения, квалификация эксперта подтверждена, каких-либо сомнений относительно выводов эксперта, не имеется.
Доводы заявителя о том, что полномочия ФСН по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по настоящему делу не подтверждены, отклоняются как основанные на неправильном толковании действующего законодательства.
Разделом II Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 300 июня 2004г № 322 предусмотрены полномочия названного органа власти.
Так, согласно пункту 5.2.9 названного Положения, Федеральная служба устанавливает критерии отличительных признаков пищевых продуктов, информация о которых указывается на добровольной основе в маркировке пищевых продуктов.
В соответствии с пунктом 5.8(3). устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений.
Приказом Роспотребнадзора № 43 от 30.01.2017г, в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № АХ-П11-343, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации приказано провести внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, (л.д.1).
Распоряжением Управления ФСН в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Алтайскому краю № 259 от 05.02.2021г в отношении ООО «Лидерпродукт» назначено проведение внеплановой проверки, (л.д.2-3). С распоряжением ознакомлена ФИО8 должностное лицо общества. Процедура проведения проверки административным органом соблюдена, что подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя о том, что уполномоченным органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, основаны на неправильном толковании п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2020г № 1501 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления полномочий в сфере виноградарства и виноделия», в связи с чем основанием к отмене принятых судебных актов не являются.
Доводы жалобы о признании правонарушения малозначительным, были предметом рассмотрения предыдущими судебными инстанциями, обоснованно отклонены по мотивам, изложенном в принятом по делу решении, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленной судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей городского суда в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из имущественного и финансового положения юридического лица, в размере мнее минимального, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Срок давности и процедура привлечения ООО «Лидерпродукт» к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Рубцовска Алтайского края от 14 мая 2021 г. и решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 июля 2021 г., вынесенные в отношении ООО «Лидерпродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу директора ООО «Лидерпродукт» ФИО9. – без удовлетворения.
Судья С.Н. Михеева