ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2756/2021 от 25.06.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2756/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 25 июня 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре <данные изъяты> на решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственности «Лукойл-Западная Сибирь»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре <данные изъяты> № 06-324/2020 от 24 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 декабря 2020 года (дело № 12-198/2020), общество с ограниченной ответственности «Лукойл-Западная Сибирь» (далее – ООО «Лукойл-Западная Сибирь», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 февраля 2021 года вышеуказанные постановление должностного лица от 24 сентября 2020 года и решение судьи районного суда от 15 декабря 2020 года отменены, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Западная Сибирь» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды, начальник Кондинского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре <данные изъяты> выражает несогласие с решением судьи суда округа, просит его отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.

В адрес ООО «Лукойл-Западная Сибирь» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлена копия жалобы; юридическим лицом представлены в суд возражения на жалобу, в которых общество просит обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.

Из материалов дела усматривается, что 16 июля 2020 года с целью контроля за подготовкой к пожароопасному сезону на основании распоряжения заместителя руководителя службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре № 06-231/2020 от 14 июля 2020 года проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах по маршруту г. Урай Кондинский район ХМАО-Югра- квартал №236-264 Урайское участковое лесничество квартал №310-391 Верхне-Кондинское участковое лесничество Урайский территориальный отдел- лесничество Кондинский район ХМАО-Югра- г. Урай Кондинский район ХМАО-Югра.

16 июля 2020 года в 10 часов 20 минут в ходе проведенного мероприятия государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды обнаружено нахождение в открытом виде нефти и нефтепродуктов на участке лесного фонда в квартале №249 выделы №16,18,57 Урайского урочища Урайского участкового лесничества Урайского территориального отдела лесничества Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Местность, на которой обнаружены нефть, нефтепродукты, представляет собой торфяное болото прямоугольной формы с произрастанием травяной растительности, лесные насаждения на участке отсутствуют. На момент проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах в районе участка какие-либо работы не проводились, люди, техника отсутствовали (акт о проведении мероприятия по контролю (патрулированию в лесах) от 17 июля 2020 года).

Лесной участок в квартале №249 выдел 16 Урайского урочища Урайского участкового лесничества Урайского территориального лесничества Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен в аренду ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» по договору аренды лесного участка №<данные изъяты> от 22.01.2020 года.

Сообщение от ООО «ЛУКОЙЛ - Западная- Сибирь» о факте разлива нефти и нефтепродуктов в квартале №241 выделы №16,18,57 Урайского урочища Урайского участкового лесничества Урайского территориального отдела- лесничества Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по состоянию на 16 июля 2020 года в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры не поступало.

Как следует из постановления должностного лица, 24 июля 2020 года с 13:30 часов до 14:30 часов в целях определения размера вреда, причиненного землям лесного фонда Российской Федерации, на основании распоряжения начальника Кондинского отдела Природнадзора Югры <данные изъяты> № 06-240/2020 от 21 июля 2020 года в присутствии инженера охраны окружающей среды отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» <данные изъяты>., проведено мероприятие по определению размера вреда, причиненного участку лесного фонда в квартале №249 выделы №16,18,57 Урайского урочища Урайского участкового лесничества Урайского территориального отдела - лесничества Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, на котором 16 июля 2020 года в 10 часов 20 минут визуально обнаружено загрязнение почвы нефтью, нефтепродуктами. В результате проведенного мероприятия установлено: в районе площадки скважин № 424,425 ЦДНГ-2 ТПП «Урайнефтегаз» Мортымья-Тетеревского лицензионного участка ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» находится участок, на поверхности которого присутствует маслянистое вещество черного цвета с характерным запахом нефти. В присутствии представителя Общества инженером филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре <данные изъяты> а также лаборантами цеха НИПР г. Урай ООО «Центр научно- исследовательских и производственных работ» отобраны образцы почвы с загрязненного участка.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы должностного лица о том, что 25 июля 2020 года в 14 часов 30 минут ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», как субъект, осуществляющий добычу нефти на территория Мортымья - Тетеревского лицензионного участка, не сообщило в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (не позднее 24 часов с момента обнаружения 24 июля 2020 года до 14 часов 30 минут факт наличия нефти, нефтепродуктов в открытом виде в ходе проведения мероприятия по определению размера вреда, причиненного землям лесного фонда в присутствии представителя Общества) сведения о состоянии земли по факту загрязнения нефтью, нефтепродуктами арендованного участка лесного фонда с кадастровым <данные изъяты>, а также прилегающей к участку территории в границах квартала №249 выделы №16,18,57 Урайского урочища Урайского участкового лесничества Урайского территориального отдела - лесничества Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в районе площадки скважин №424,425 ЦДНГ-2 ТПП «Урайнефтегаз» Мортымья-Тетеревского лицензионного участка ООО «ЛУКОЙЛ- Западная Сибирь».

При рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда пришел к выводу об обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности, наличии в его действиях состава административного правонарушения, оставив постановление должностного лица без изменения.

Судья суда округа, установив, что 16 июля 2020 года Природнадзор Югры выявлен участок с признаками загрязнения, о загрязненном участке общество узнало от должностного лица Природнадзор Югры, пришел к выводу о том, что у общества не возникло обязанности в течение суток (с момента осмотра совместно с сотрудником Природнадзор Югры загрязненного лесного участка) сообщить о данном участке в Природнадзор Югры, так как у последнего имелись сведения о загрязнении участка, по состоянию на 24 июля 2020 года не было известно, что участок загрязнен нефтепродуктами, результаты проб почвы были готовы лишь 25 августа 2020 года. С учетом изложенного, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, в связи с чем постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменил, и прекратил производство по делу.

Между тем, указанные выводы судьи суда округа не соответствуют положениям законодательства, регулирующего указанные правоотношения, сделаны без учета анализа представленных в материалы дела доказательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее про тексту- Правила).

В соответствии с пунктами 1, 4 указанных Правил, организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, обязаны, в том числе, немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613).

Правительством ХМАО - Югры принято Постановление от 14 января 2011 года № 5-п «О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Названным Постановлением утверждена типовая форма оперативного сообщения об аварии (инциденте) (п.1.8), в соответствии с которой в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды предприятием направляются сведения по форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа, согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе, которые могут привести к ЧС (н).

Согласно пункту 1.4 указанного Постановления утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к чрезвычайной ситуации. В данной схеме служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре указана среди контролирующих органов, которые извещаются о данных фактах и ситуациях.

Таким образом, вывод судьи суда округа о том, что у общества не возникла обязанность в течение суток (с момента осмотра совместно с сотрудником Природнадзор Югры загрязненного лесного участка) сообщить о данном участке в Природнадзор Югры, сделан без учета вышеприведенных положений Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240, Постановления Правительства ХМАО - Югры от 14 января 2011 года № 5-п «О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», согласно которым общество обязано не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов направить сведения по форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа. При этом, приведенные императивные нормы каких-либо исключений не содержат.

Судья суда округа, ссылаясь на то, что по состоянию на 24 июля 2020 года обществу не было известно о загрязнении нефтепродуктами лесного участка, не исследовал и не дал оценки представленным в материалы дела доказательствам, в том числе содержанию абриса загрязненного участка, подписанного представителем общества, фототаблицы, определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 июля 2020 года, направленного в адрес общества, не допросил государственного инспектора по обстоятельствам проведенной проверки. При этом, судьей суда округа оставлено без внимания, что выявленное загрязнение лесного участка обнаружено в пределах территории, арендованной обществом, которое в частности осуществляет работы по добыче нефти.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Между тем, в нарушение вышеуказанных процессуальных требований и положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья суда автономного округа не принял мер к полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нельзя признать соответствующим требованиям процессуальных норм и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с учетом того, что срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек, решение судьи суда автономного округа подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив законодательство, регулирующее правоотношения в указанной области, принять по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственности «Лукойл-Западная Сибирь» отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.