№ 16-277/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 21 апреля 2022 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» врио начальника ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского судебного района Новгородской области от 28 октября 2020 года и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 5 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского судебного района Новгородской области от 28 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 5 апреля 2021 года, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» врио начальника ФИО1 просит вышеуказанный судебный акт изменить в части размера назначенного наказания.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный названным Кодексом.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области к административной ответственности по вышеуказанной статье послужили следующие обстоятельства:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, расположенное по адресу: <...>, являясь юридическим лицом, привлеченным на основании постановления о назначении административного наказания от 10.02.2020, вступившим в законную силу 15.06.2020, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 110000 рублей, не оплатило указанный штраф в установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
25 сентября 2020 года главным государственным инспектором труда по охране труда Государственной инспекции труда в Новгородской области в отношении в отношении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области составлен протокол № 53/8-696-20-И/12-2686-И/26-19.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского судебного района Новгородской области от 28 октября 2020, с которым согласился судья вышестоящего суда.
Однако принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 названного Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе место и время совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.
В соответствии со статьей 31.1 данного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Таким образом, для определения времени совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо установить дату вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Вместе с тем, в постановлении мирового судьи в нарушение требований статьи 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют исследование и оценка доказательств, на основании которых установлено событие вмененного Учреждению административного правонарушения, вывод о вступлении постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа в законную силу 15 июня 2020 года не мотивирован, время совершения административного правонарушения не установлено.
Судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы учреждения оценка указанным нарушениям не дана.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела судебными инстанциями допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и является основанием для отмены постановленных по делу судебных актов.
При этом, в связи с истечением на момент рассмотрения настоящей жалобы в Третьем кассационном суде общей юрисдикции предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения лица к административной ответственности, дело не может быть направлено на новое рассмотрение.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского судебного района Новгородской области от 28 октября 2020 года и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 5 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского судебного района Новгородской области от 28 октября 2020 года и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 5 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Е.А. Широкова