ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | |
№ 16-2783/2023 | |
г. Пятигорск |
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю К.А.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №2 города Железноводска Ставропольского края от 16 июня 2023 года, вынесенное в отношении должностного лица общества с ограниченной ответственностью «Гаммамед» Т.Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
10 апреля 2023 года специалистом 1 разряда Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю в отношении Т.Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения руководителем юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Гаммамед» (далее – ООО «Гаммамед», общество) уведомления регистрирующего органа о представлении достоверных сведений об адресе юридического лица.
Ранее постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю (далее – МИФНС России №11 по Ставропольскому краю) №1879/22 от 5 августа 2022 года, вступившим в законную силу 30 сентября 2022 года, Т.Н.В. привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление сведений о достоверном адресе юридического лица в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (л.д.15).
Рассматривая дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья судебного участка №2 города Железноводска Ставропольского края постановлением от 16 июня 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Т.Н.В. прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю К.А.В. выражает несогласие с состоявшимся по делу судебным актом, приводя доводы о его незаконности.
Т.Н.В., будучи надлежащим образом уведомленной в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанный выше судебный акт, возражения на нее в установленный срок не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В соответствии с частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до трех лет.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, регистрирующим органом по результатам проверки достоверности сведений в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Гаммамед» была внесена запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе (ГРН 2212600312384).
В целях обеспечения достоверности сведений регистрирующим органом в адрес руководителя ООО «Гаммамед» Т.Н.В. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ о необходимости внести достоверные сведения об адресе юридического лица путем представления в срок до ДД.ММ.ГГГГ документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона №129-ФЗ (л.д. 14).
Требование от ДД.ММ.ГГГГ исполнено не было.
Таким образом, в нарушение положений абзаца 2 пункта 6 статьи 11 Закона о регистрации в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) соответствующие сведения и документы, достоверно подтверждающие адрес регистрации общества, не были представлены.
С учетом того, что Т.Н.В. ранее была привлечена к административной ответственности за аналогичное правонарушение, приведенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Ставропольскому краю в отношении руководителя общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения дела мировой судья судебного участка №2 города Железноводска Ставропольского края от 16 июня 2023 года пришел к выводу об отсутствии в деянии Т.Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекратил в отношении указанного лица производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья исходил из того, что совершенное правонарушение (непредставление достоверных сведений об адресе юридического лица) длящимся не является, поэтому не сообщив в налоговый орган достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица после привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель юридического лица не совершил новых административно наказуемых действий, ответственность за повторное (дальнейшее) несообщение сведений об адресе места нахождения юридического лица какой-либо правовой нормой не предусмотрена. Административная же ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, установлена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с выводами мирового судьи по настоящему делу согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ).
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В силу пункта «а» статьи 12 вышеназванного Федерального закона заявителем подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленных учредительных документах, заявлении о государственной регистрации достоверны.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Гаммамед» была внесена запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе (ГРН 2212600312384).
Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность сведений о юридическом лице, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и имеющему право действовать без доверенности от имени юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В нарушение приведенных положений законодательства руководителем общества не представлены в регистрирующий орган сведения и документы, достоверно подтверждающие адрес регистрации общества.
Данные обстоятельства установлены постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях обеспечения достоверности сведений регистрирующим органом в адрес руководителя ООО «Гаммамед» Т.Н.В. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ о необходимости внести достоверные сведения об адресе юридического лица путем представления в срок до ДД.ММ.ГГГГ документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона №129-ФЗ (л.д. 14).
Однако руководителем общества в установленный регистрирующим органом срок документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, до ДД.ММ.ГГГГ представлены не были.
Учитывая изложенное, вывод мирового судьи о том, что в данном случае руководителем юридического лица совершено одно длящееся административное правонарушение и привлечение его по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерно, противоречит материалам дела.
Руководителю юридического лица вменено совершение двух разных правонарушений – в первом случае в виде непредставления документов, подтверждающих сведения, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, во втором – в виде непредставления документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Данные обстоятельства в ходе производства по делу должной правовой оценки мирового судьи не получили.
В связи с чем следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мировым судьей не соблюдены.
Также мировой судья в постановлении пришел к выводу о том, что бездействие должностного лица образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав административного правонарушения образуется в результате непринятия по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Однако, направленное регистрирующим органом требование о необходимости внесения достоверных сведений в ЕГРЮЛ не отвечает признакам представления, вынесенному в порядке, установленном статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ об административном правонарушении Т.Н.В. вменяется непредставление достоверных сведений в ЕГРЮЛ в соответствии с требованием регистрирующего органа.
Допущенные мировым судьей нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №2 города Железноводска Ставропольского края от 16 июня 2023 года, вынесенное в отношении Т.Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - направлению мировому судье судебного участка №2 города Железноводска Ставропольского края на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное выше, всесторонне, полно и объективно установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю К.А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №2 города Железноводска Ставропольского края от 16 июня 2023 года, вынесенное в отношении Т.Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №2 города Железноводска Ставропольского края.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Тихая И.Б.