ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2784/2021 от 16.06.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2784/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июня 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 03 ноября 2020 года, решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 года, вынесенные в отношении начальника отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе открытого акционерного общества <данные изъяты> ФИО1 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 03 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 года, начальник отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе открытого акционерного общества <данные изъяты> ФИО1 (далее – ФИО1) признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

На основании части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона № 28-ФЗ предусмотрено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Согласно части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: д) на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

На основании пункта 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органами повседневного управления единой системы являются: на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

В соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804, организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат: объекты гражданской обороны, запасы материально технических; продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

На основании пункта 11 Положения № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 19 Положения № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:

заблаговременное определение мест возможных захоронений;

создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

организация санитарно-эпидемиологического надзора.

На основании пункта 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года № 687 (далее - Положение № 687) организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

По световой и другим видам маскировки:

определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 16.12 Положения № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

По срочному захоронению трупов в военное время:

создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

Как усматривается из материалов дела, приказом ОАО <данные изъяты> от 02 марта 2018 года ФИО1 назначен начальником отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе ОАО <данные изъяты>.

На основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от 26 августа 2020 года должностным лицом Стерлитамакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан 29 сентября 2020 года проведена плановая документарная выездная проверка в отношении АО <данные изъяты>, осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены факты невыполнения обществом требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:

- не разработано положение об органе повседневного управления РСЧС -дежурно-диспетчерской службы организации (представленное положение не отражает полномочия и задачи ДДС) (пункт 14 проверочного листа, утвержденного приказом МЧС России № 78 от 27 февраля 2018 года ) – нарушены пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункт 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794;

- в АО <данные изъяты> не создан резерв финансовых ресурсов, предназначенный для ликвидации чрезвычайных ситуаций, подтверждающие документы о его создании не представлены (пункт 25 проверочного листа, утвержденного приказом МЧС России № 78 от 27 февраля 2018 года) – нарушены пункт «ж» статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункт 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794; пункт 53 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2003 года № 105.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 29 сентября 2020 года должностным лицом в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также в ходе проведения проверки было установлено:

- не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями (не представлены документы) (пункт 109 проверочного листа, утвержденного приказом МСЧ России № 78 от 27 февраля 2018 года) – нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункт 19 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; пункт 16.12. Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года № 687;

- не подготовлены силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями (не представлены документы) (пункт 110 проверочного листа, утвержденного приказом МСЧ России № 78 от 27 февраля 2018 года) – нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункт 19 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; пункт 16.12. Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года № 687;

- не разработан план осуществления комплексной маскировки организации, являющейся вероятной целью при использовании современных средств поражения (не представлены документы) (пункт 111 проверочного листа, утвержденного приказом МСЧ России № 78 от 27 февраля 2018 года) - нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункт 11 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; пункт 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года №687.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 29 сентября 2020 года должностным лицом в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 сентября 2020 года, в котором ФИО1 с протоколом согласился; протоколом об административном правонарушении от 29 сентября 2020 года, в котором ФИО1 с протоколом согласился; распоряжением о проведении проверки от 26 августа 2020 года с отметкой общества в его получении; актом проверки от 29 сентября 2020 года ; предписанием от 29 сентября 2020 года; распоряжением о проведении проверки от 26 августа 2020 года с отметкой общества в его получении; актом проверки от 29 сентября 2020 года ; предписанием от 29 сентября 2020 года и другими доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья исключил из числа нарушений, что в АО <данные изъяты> не создан резерв финансовых ресурсов, предназначенный для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Протоколы об административных правонарушениях составлены в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное ФИО1 деяние образует составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6 и частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения судебных обжалуемых актов не является.

Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Начальник отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе открытого акционерного общества <данные изъяты> ФИО1, будучи должностным лицом, осуществляющим в данной организации организационно-распорядительные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанными нормами КоАП РФ, поскольку не обеспечил соблюдение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6 и частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.6 и части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 2 статьи 4.4 Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 03 ноября 2020 года, решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 года, вынесенные в отношении начальника отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе открытого акционерного общества <данные изъяты> ФИО1 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья В.Е. Кувшинов

Постановление16.06.2021